Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Филологи Санкт-Петербургского Европейского университета попытались посмотреть на школьную жизнь с не­обычной стороны – с точки зрения социолингвистики. С этой целью В.Барановой, Т.Гавриловой, Е.Па­новой и К.Федоровой были проведены несколько исследований, сфокусированных на вопросах: какая языковая политика декларируется (и проводится) в настоящее время в нашей стране и способствует ли школа реализации заявленных целей? В чем с точки зрения языковых структур состоят основные особенности общения родителей и учителей с детьми? Какие подходы преобладают при изучении иностранных языков? Каким образом речь конкретных учеников сказывается на их взаимоотношениях с педагогами?
Результаты этой работы представлены в статье К.Маслинского «Социолингвистика школы: модель для сборки» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 3 за 2013 год).
В частности, выяснилось, что отношение российских педагогов к школьникам в значительной степени обусловлено тем, что в науке называется «мгновенной оценкой собеседника», то есть оценкой дотоле незнакомого человека по его речи. И что на эту оценку очень сильно влияют стереотипные пред­ставления о социальном контексте: «на этом диалекте говорят выходцы из деревни», «такие интонации исполь­зуют только гламурные барышни»…
Отметим, что эти установки, как правило, не осознаются людьми. Это доказано экспериментально. В статье описан один из таких экспериментов, который проводился западными учеными по методике «парных масок». Суть в том, что слушателям предлагалось охарактеризовать содержание речи дзвух разных людей. При этом содержание того, о чем люди говорили, всякий раз оставалось примерно одним и тем же, различия были только в самом способе выражения: в каждой паре противопоставлялись два языка-диалекта, разли­чающиеся престижем и функциями в обществе. И оказалось, что в зависимости от особенностей произношения восприятие речи и самого человека существенно менялось в сторону более позитивного или негативного.
Следствием подобных неосознанных оценок в российских школах зачастую становится то, что учитель относит ребенка к ка­тегории желательных или нежелательных учеников. При этом любые логопедические особенности речи, включая акцент любой силы, вызывают настороженное отношение. Правда, ре­бенок с легким акцентом оценивается выше, если содержание его речи, на взгляд взрослого, адекватно ситуации.
Показательно, что учителя, судя толь­ко по предъявленной им речи детей, могут аргументировать свое отношение к ученику социальным статусом, национальной принадлежностью или личными особенностями, но в то же время зачастую не­верно определяют пол младшеклассника по голосу.

Психологи давно открыли, что ощущение уверенности укрепляется в ребен­ке тогда, когда он ясно понимает границы дозволенного и недопустимого поведения, осознает и разделяет общепринятые правила. Но каким образом следует вводить правила класса? В статье «Дорога к школе: как становятся учителем» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 8 за 2012 год) своим опытом делится заслуженный учитель РФ Наталия Хомутовская. Один из приемов, который использовала учительница, заключается в разработке специальной анкеты, на вопросы которой она отвечала вместе с детьми. Приведем примеры некоторых вопросов.
Мне бы хотелось, чтобы ученики моего класса были... Какими? Как ты думаешь, за что должны тебя уважать в классе? Школе? Как ты думаешь, чем учитель может обидеть ученика? Как ты думаешь, чем ученик может обидеть учителя? Как помочь учителю, чтобы урок был радостным, сложным, напряженным, на­сыщенным, многообразным? Какими ты хочешь видеть уроки? Что нужно сделать, чтобы новым уче­никам было хорошо и уютно в нашем классе? Какие вопросы мы должны задать но­веньким, чтобы получше познакомиться с ними?
Вторая часть статьи посвящена осмыслению собственной практики организации методической работы в школе (уже в качестве заместителя директора), суть которой Наталия Михайловна определила как «управление успехом», а главную задачу – как выстраивание системы методи­ческой работы таким образом, чтобы у учителя возникала по­требность в профессиональном росте.