Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Сухова Людмила, Невинчанная Людмила

Дети не спешат в библиотеку?

Присоединяйтесь к лонгмобу, и они туда побегут!

Работая в школе, через некоторое время понимаешь, что все повторяется, становится обыденным, а значит – неинтересным. Дети приходят новые, но программы и набор мероприятий часто остаются неизменными. Помню, с каким азартом готовили первый школьный КВН между учителями и старшеклассниками. Через год – второй раз, третий, потом стало настолько скучно, что из организаторов я вышла навсегда. То же самое повторилось и с «Днем птиц», «Неделей экологии», другими школьными проектами.
Чтобы школьная жизнь была интересной, необходимо постоянно придумывать что-то новое. Но где взять для этого силы и, главное, идеи? Ответ прост: нужно следить за событиями, которые происходят вокруг нас, находить информацию в жизни страны, мира и строить школьную жизнь в тесной связи с жизнью общества. 
И тут мы сталкиваемся с другой проблемой. События происходят разные, но «встроиться» в них нам предлагают до боли знакомыми, приевшимися способами. Чаще всего проводятся конкурсы и соревнования, посвященные той или иной теме. Как будто мир без состязаний, победителей и проигравших обеднеет. А ведь после любого соревнования появится лишь несколько человек, торжествующих победу, и гораздо больше тех, кто в очередной раз проиграет и станет переживать.
Когда мы объявляли об акции «Спортивный лонгмоб Сочи 20-14», об этих тонкостях даже не задумывались. Сработал какой-то внутренний (педагогический?) инстинкт: отказаться от соревновательности, дать возможность всем участникам проявить максимальную инициативу и творчество, сделать результаты максимально понятными, видимыми. Всего за месяц более 300 образовательных учреждений включились в нашу общую эстафету. Бегут, прыгают, катятся в свое удовольствие – и ни с кем не соревнуются. Жаль, что описанию прошедших перед забегом мероприятий уделяют мало внимания. А среди них, похоже, появляется множество интересных, оригинальных идей, которые могли бы разнообразить жизнь любой школы, любого класса.

Ольга Леонтьева, главный редактор журнала «Спорт в школе – Первое сентября»

«Спорт в школе», «Библиотека в школе»… Всё «… в школе» – и библиотека, и спорт… Только это и общее в школе?
Как знать…
Откроем планы работы на 2013/14 учебный год. Среди прочего – «2014 год – год Олимпиады в Сочи»… Пропаганда здорового образа жизни, соревнования, книжные выставки «Путь к Олимпиаде», кроссворды «Путешествие в Олимпию» и викторины «Мы ждем тебя, Олимпиада!»… Всё хорошо, но привычно и обычно…
А побегать сами не хотите?! Вместе с учениками, вместе с учителями, вместе с родителями, вместе с друзьями и с друзьями друзей, вместе с чи-та-те-ля-ми наконец… Толстыми и тонкими, близорукими и дальнозоркими, шустрыми и медлительными… Побежим?
Побежим! Но прежде прочтем (читатели все-таки):
«Издательский дом «Первое сентября» и журнал «Спорт в школе» предлагают всем желающим принять участие в спортивном лонгмобе “Сочи 20-14. Вокруг света – памяти Пьера де Кубертена”»…
Это мы читали информацию в журналах «Спорт в школе», «Математика», «Управление школой», в личных кабинетах…
Прочли и решили…

Бежим?

Бежим! И идем, и едем, и скандинавскую ходьбу осваиваем! А еще (попутно так…) проект разрабатываем…
Но «в начале было…». А было в начале: 1 сентября, дождь, люди в дождевиках, похожие на апельсиновые дольки…
…Первого сентября группа гимназистов отправилась в Москву, там, в парке Победы на Поклонной горе было официальное открытие акции «Спортивный лонгмоб “Сочи 20-14”». Представители нашей гимназии – бегуны, корреспонденты и журналисты – приняли эстафету лонгмоба и привезли «лонгмобовский огонь» в Сергиев Посад. В нашем городе официальное проведение Дня знаний проходило 2 сентября. В этот день мы и провели открытие лонгмоба.
На площадке перед гимназией провели веселую разминку (идею привезли с Поклонной горы).
Ровно в 14.00 пробили куранты (к слову, куранты – фр. Courant – бегущий, текущий). С 14.00. до 14.20 одиннадцатиклассники с учителями начали наматывать километры вокруг гимназии в спортивную общегимназическую копилку. Группа учителей под руководством Ирины Анатольевны Шевцовой и Натальи Валентиновны Брыловой осваивали скандинавскую ходьбу с модифицированными лыжными палками. А на школьной спортивной площадке малыши (сестренки и братишки гимназистов, дети-дошколята и ученики начальной школы – собственные дети учителей) ездили на самокатах. На самокатах – к «Самокату», так назывался тот забег. Все его участники получили в подарок замечательные книжки издательства «Самокат». (А в рамках нового проекта – в течение учебного года – проведем День издательства «Самокат».)
Этот первый забег начался от зала… читального – места, где была получена информация о лонгмобе!
В 14.20 куранты пробили окончание первого забега – открытия большого лонгмоба до 1 февраля 2014 года. В небо взлетели шары с эмблемой «Лонгмоб в пятой гимназии» (автор эмблемы – ученица 8 класса Екатерина Буева). На гимназическом крыльце стоял «лонгмобовец» – манекен в футболке (на ней потом все участники забега оставляли автографы), голова – воздушный шар, вместо лица логотип акции. «Лонгмобовец» поселился в спортивном зале, и все участники следующих забегов смогли расписаться на его футболке.
Репортажи о лонгмобе были показаны и опубликованы в СМИ нашего города. А вот сколько мы пробежали-проехали: 148 км 500 метров. И было нас – 68 человек. Как считали? У каждого участника была маленькая книжечка с отрывными листочками: пробежал круг, оторвал один листочек и отдал «дежурному по старту–финишу». Потом посчитали все листочки: один листок равен одному кругу (а круг у нас был 500 метров).
Мы пригласили все библиотеки и школы города и района присоединиться к лонгмобу. Школы – участницы этой акции ждёт сюрприз-подарок – бесплатные коды доступа к журналам Издательского дома «Первое сентября» и информация о проекте «Школа цифрового века».
А в городских библиотеках появились такие, например, объявления: «Каждый четверг (вторник, понедельник…) в 14.00 библиотекари встречают читателей в спортивной форме! И вы, дорогие читатели, не забудьте прихватить кроссовки и спортивные костюмы… Присоединяйтесь к лонгмобу читателей нашей библиотеки! Пусть к линии, идущей вдоль земного шара, прибавятся и пройденные нами километры. Пусть на карте загорится еще одна маленькая звездочка – наша библиотека!
P.S. Участие в лонгмобе не освобождает читателей от обязательства сдавать книги в библиотеку вовремя!»


Два зала

Старт дан! И не только лонгмобу… Собираем идеи в копилку нового проекта. Идея проекта под названием «Два зала. От зала читального – к залу спортивному (гимназия читающая и бегущая)» появилась после прочтения объявления о лонгмобе.
Основные разработчики и руководители проекта: сотрудники библиотеки и учителя физической культуры. В нашем случае от читального зала – Людмила Федоровна Сухова, от спортивного – Людмила Федоровна Невинчанная. «Два зала. От зала читального – к залу спортивному» – официальное название проекта, но остряки гимназии уже дали свое название: «Две Людмилы. От Людмилы Федоровны к Людмиле Федоровне».

Что уже лежит в копилке проекта:

• Конкурс эмблем «Гимназия – участница лонгмоба».
• Конкурс слоганов (уже есть интересные, например, такой: «С ПЕРВОГО сентября ПО ПЕРВОЕ февраля – ВСЕ ПЕРВЫЕ!» (около спортивного зала на большом стенде будут размещены эмблемы всех классов, а рядом будет собираться информация о километрах, которые класс набегает в общий спортивный банк лонгмоба гимназии).
• Опрос «Что читают спортсмены и учителя физкультуры Сергиева Посада».
• Перекрестный опрос «Любимые книги спортсменов города и района – Любимый вид спорта библиотекарей разных библиотек города и района».
• Викторины по книгам с героями-спортсменами.
• Поисковое задание «Герои каких книг занимались/увлекались спортом?»
• Составление сборников, антологий «Стихи о спорте», «Сборник цитат и поговорок о спорте». Рекомендательный список «Писатели-спортсмены».
• Рекомендательные списки выставки «Писатели-спортсмены», «От Москвы до Сочи: 1980–2014».
• Играем в 20–14, или ЛОНГРИДИНГ 20–14 в библиотеке:
• 20 цитат о спорте;
• 14 видов спорта, которые есть/должны быть или которыми занимаются/должны заниматься в нашем городе;
• «20 читательских открытий: моих / класса / параллели / школы в 14-м году»;
• лонг-лист «20 любимых книг класса в 14-м году»;
• рекомендательные списки литературы «Прочти эти 20 книг в 14-м году».
• Презентация «Спорт в живописи» (можно в течение года менять картинку на сайте гимназии).
• Конкурс рисунков проекта памятника Пьеру де Кубертену и Олимпийским играм.
• Конкурс рисунков на асфальте.
• Имена спортсменов на карте страны».
• Конкурс книжных закладок «О спорт – ты мир!».
• Конкурс «Акростих и акропроза» (ОЛИМПИАДА).
• Дни творческих встреч (можно пригласить тренеров, спортсменов, спортивных болельщиков).
• Фильмотека «Мультфильмы, художественные и документальные фильмы о спорте».
• Стенд «Веселая олимпиада» – выставка иллюстраций художника Вольфа Эрльбруха (из календаря–2012 издательства «Компасгид»)».
• Информацию о лонгмобе можно отправить школам-партнерам в города-побратимы.


«Требуем продолжения банкета»

13 сентября – в гимназии День здоровья. С самого утра соревнования по разным видам спорта, спортивные викторины... А ровно в 14.00 сборная гимназии (с 5-го по 11 класс) вышла на старт ЛОНГМОБА. «С ПЕРВОГО сентября ПО ПЕРВОЕ февраля ВСЕ – ПЕРВЫЕ!» В копилку гимназии 80 участников добавили 181 км!
Впереди день семьи в гимназии. «Моя семья пошла вокруг земного шара» – чем не девиз (и не главное мероприятие) дня?!
«А если со мной на лонгмоб придет собака, ее километры в копилке класса будут учтены?» – спрашивает пятачок.
«А с кошкой можно?», «А как насчет тараканьих бегов?»
Шутки шутками, но учитель биологии Ирина Анатольевна Шевцова собралась в кабинете оформить веселый стенд «Звериная олимпиада». Уже вспомнили и собачьи бега (попутно ищем ответы на вопросы: «Когда в России появились собачьи бега?» и «Как проходят собачьи бега в Англии?», «Где и как использовали механических и живых зайцев?»), и петушиные бои, и оленьи упряжки…
А с учителями литературы можно поработать над проектами «Следы литературных собак», «Коррида в литературе и искусстве»…


Есть школы танцующие, есть поющие. Это под силу не каждому. А вот читающей и бегущей может стать любая школа.