Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


Куценко Елена

Продвижение есть, а за контрольную «два»...

Как разрешить это вечное учительское противоречие

Вот и прожита первая четверть. Можно выдохнуть: схлынула горячка последних дней, когда любители потянуть резину сдавали не выполненные вовремя работы, когда решалось вечное «между тройкой и четверкой». Отметки выставлены, класс опустел, впереди несколько дней отдыха. Это с точки зрения учителя. У ученика тоже впереди каникулы – ура! – но для начала он идет со своим дневником домой. Кто-то с облегчением и гордостью: все-таки четверка! кто-то уныло – до заветных цифр дотянуть не удалось, и родители будут пилить все каникулы...

В школьном микрокосме момент выставления отметок становится своего рода моментом истины. Все, что мы сглаживали и откладывали на потом, требует прямого и простого ответа в виде цифры от двух до пяти.
Я, учитель, могу сколько угодно в течение четверти поддерживать и оценивать каждое продвижение ребенка, радоваться вместе с ним, что вместо прошлогодних двадцати восьми ошибок он сделал только пятнадцать. А вот в четвертной контрольной этот результат я обязан оценить только на «два». Тут и у родителей возникает вполне законный вопрос: всю четверть ребенок учился нормально, поводов для беспокойства не было, а за контрольную двойка?
К концу четверти сложные трехсторонние отношения учитель–ребенок–родители все крепче стягиваются в узел, переходят в фазу настороженности, если не противостояния. Особенно жалко бывает малышей, впервые сталкивающихся с отметками.
Вот, например, рассказ мамы второклассника, который весь первый класс ждал, когда же им начнут ставить отметки. И дождался. «Мама, у меня сегодня две пятерки!», на следующий день три, четыре пятерки. Но, заглядывая в тетрадь, мама видит не совсем пятерки. И даже совсем не пятерки. Но она чувствует, что со стороны ребенка это ни в коем случае не вранье. То ли позитивно настроенный малыш суммировал полученные баллы, то ли вообще не понял смысла цифр, выставленных красной ручкой. Мама в растерянности. Невозможно собственными руками отнять у ребенка ощущение радости и гордости. Но и объяснить ему, что не-пятерка говорит о необходимости что-то исправить в работе, надо.
Хорошо, когда имеешь дело с такой разумной мамой. Вообще родители в этом треугольнике к моменту оценивания становятся самой значимой вершиной. Ведь именно их реакция порождает весь этот накал страстей.
Иногда она бывает настолько неадекватной, что учитель скрепя сердце «прикрывает» не слишком успешного ученика. Это трудный момент отказа от профессиональных обязательств ради человеческих предпочтений. И все-таки исключительный случай: чтобы уберечь ребенка от очевидной жестокости.
Исключительный потому, что велик соблазн заиграться – быть великодушнее и добрее, чем родители. Но ведь нам доверяют детей в надежде на максимально объективную оценку учебных успехов.
Гораздо труднее убедить родителей относиться к отметкам спокойнее. Учеба – это важно, но ведь нельзя ставить в зависимость от отметок взаимоотношения ребенка с семьей. Никто же не злится на градусник и на больного, если температура повышена. Цифра в дневнике – это просто информация о положении дел, сигнал о том, что нужно принимать некоторые меры, помочь справиться с трудностями.
Не поговорить ли об этом на ближайшем собрании? Договориться, например, о нескольких линиях отметок: за продвижение и за соответствие стандартному результату. И предупредить родителей: пусть не думают, что вторая линия более «правильная». Наоборот, первая покажет истинный успех ребенка, его вовлеченность в учебу, уровень мотивации.


Идеи для...

Родительский тренинг

Чтобы снять напряжение, нарастающее в семье к моменту выставления четвертных отметок, можно заранее провести на родительском собрании педагогический тренинг. Так поступает Ирина Остапенко, учитель прогимназии № 5 г. Тулуна. Напомнить мамам и папам, что любая отметка – это результат труда ребенка, что грубая, жесткая реакция приводит к утрате доверия и порождает детскую ложь, лучше всего в процессе разговора. Вопрос «Что значит для вас отметка вашего ребенка?» может стать отправной точкой для обсуждения. После того как желающие выскажут или напишут на листочках свое мнение, учитель группирует схожие ответы и инициирует дискуссию. Особое внимание необходимо уделить тому, чтобы обсуждение велось корректно, не переходя на личности.
Зачастую родители так зацикливаются на своей ответственности и амбициях, что их трудно настроить на более спокойное отношение к отметкам. А что может породить сочувствие к школьнику лучше, чем собственные детские воспоминания? Когда взрослые восстановят в памяти и расскажут друг другу о своих давних школьных переживаниях по поводу отметок, можно перейти к обсуждению картины «Опять двойка»: какой эпизод может последовать за изображенной сценой – в реалиях нашего времени? Это лучше обсуждать в парах. А напоследок прочитать родителям заранее написанные тексты их детей, отвечавших на тот же вопрос.

Успехи – как на ладони

В школе № 21 г. Канска Красноярского края, об опыте которой рассказала заместитель директора Ирина Суходольская, педагоги в результате исследования мнений учителей, детей и родителей выяснили, что существующую пятибалльную систему практически все группы опрошенных считают неэффективной. Отметки слишком субъективны, не отражают уровень индивидуального роста, ухудшают отношения между детьми и родителями... Поэтому школа решила оценивать не только и не столько результат, сколько качество процесса. Достижения и слабые места каждого ученика становятся очевидными благодаря специально разработанным таблицам и системе начисления баллов за правильно выполненные задания. Причем от сложности варьируется и количество баллов. В зависимости от типа урока можно заработать от 12 до 55 баллов. Таким образом, и сам ребенок, и родители, и учитель видят наглядную картину продвижения ученика по всем темам и разделам программы.

Долой отметки

Совсем отказалась от оценки результатов в баллах Галина Новикова, учитель школы им. В.Г.Павлова, с. Сунтар, Якутия. Безотметочное обучение, по ее мнению, создает дополнительные условия для индивидуального подхода к каждому ученику. При этом подходе ребенок самым активным образом участвует в постановке учебной задачи, в анализе результата, а значит, оценивание логично встроено в педагогический процесс. Ребенок по тем критериям, которые обсуждены заранее, оценивает итог своей работы и причины возможных неудач. Это позволяет выстраивать процесс обучения без многих страхов и конфликтов, дает возможность ребенку постоянно улучшать оценку и осознавать свою ответственность за результат.

По материалам фестиваля педагогических идей «Открытый урок»