Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

С проблемой детского воровства сталкивались почти все педагоги. Каковы ее причины и как быть учителю в ситуации, когда он поймал ребенка на воровстве? Об этом статья кандидата психологических наук Т.Леус «Ребенок – вор?» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 7 за 2013 год).
Психолог обращает внимание на то, что клептомания – явление чрезвычайно редкое, так что повторяющиеся случаи воровства у детей происходят не по причине психического заболевания, а в связи с чувством тревоги и неудовлетворенными потребностями. Воровство в основном встречается у не уверенных в себе и своей жизни детей, переживших психологическую травму, не получающих достаточной эмоциональной поддержки.
 Автор подчеркивает, что перед педагогом в этом случае стоит очень сложная задача. И первая рекомендация: ребенка надо выслушать. Задав вопросы, постараться понять мотивы его поступка (лучше, если разбираться в этом будет классный руководитель, которому хорошо известны личностные особенности ученика) и уже с учетом этого понимания выбирать конкретные педагогические меры. Но прежде всего важно показать ученику, что педагог намерен не обвинять и наказывать ребенка, а понять его поступок.
Известно, что учителя редко проявляют инициативу проведения мастер-классов, поскольку этот формат работы представляется очень сложным и ответственным. Чтобы помочь учителям обрести уверенность в своих силах, на базе курского Дворца детского творчества для педагогов организованы специальные семинары. Опыт обучения обобщен в статье методиста Е.Гайденко, которая так и называется: «Как подготовить и провести мастер-класс» («ПРАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ», № 6 за 2013 год).
В публикации множество практических рекомендаций. Вот некоторые из них. Когда модель мастер-класса уже выбрана, когда кажется, что все готово, может получиться так, что какую-то часть мастер-класса нужно заменить. И в «рукаве» у мастера всегда должны быть запасные варианты. Сочетайте разные компоненты: это может смотреться очень выигрышно. Будьте готовы к тому, что не предполагалось и не планировалось: в последний момент может измениться аудитория, могут отключить свет, и мастер-класс пойдет без презентации, участников может быть больше или меньше ожидаемого, уровень их подготовки может отличаться от предполагаемого...
Пословица гласит: «Знал бы, где упадешь, – соломки подстелил». Запаситесь «пучками соломки», то есть заранее рассмотрите нежелательные ситуации. И откажитесь от лишнего: Пабло Пикассо утверждал, что «искусство – это исключение ненужного», так пусть ваш мастер-класс будет шедевром!
Каким образом лучше всего оформить пространство, где будет происходить значимое для школы событие (например, большая интеллектуальная игра или театрализованное представление)? К каким эффектам стоит стремиться при продумывании замысла оформления? Какие цвета и материалы использовать и в каком сочетании? Этим вопросам посвящена статья Е.Петровой «Визуальное обеспечение досуговых мероприятий» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 7 за 2013 год).
Как пишет Е.Петрова, грамотное использование художественных средств помогает не только создать желательную эмоциональную атмосферу, но и проявить смысл события, воплотить все основные идеи, заложенные организаторами. Однако для этого надо знать сложившиеся в нашей культуре особенности восприятия предметного мира, в частности, символического и психологического восприятия различных цветов. К примеру, психологи подметили, что сочетание синего (фиолетового) и желтого цветов стимулирует интеллектуальную активность.
Структурно публикация устроена так, что в отдельных главках рассказывается о важных нюансах оформления досуговых мероприятий определенного типа. Скажем, говоря о подготовке театрализованных представлений, автор в числе прочего обращает внимание на следующий момент. Используемые при оформлении сцены элементы должны быть достаточно крупными, а оформление – целостным и заполнять всё пространство. Два куска ткани или две-три мультяшные «мордочки», подвешенные в центре задника, не украшают сценическое пространство и выглядят безвкусно.