Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2013
Раздел третий: когда среда сильнее нас

Большакова Елена

Ушедшие в субкультуру

Правда ли, что готы постоянно тусуются на кладбище и склонны к самоубийству? А те, кто слушает тяжелую музыку, ходят увешанные цепями и страшно агрессивны? Панки – это те, кто никогда не моется и употребляет наркотики – подобными вопросами задаются взрослые, видя подростков в черных балахонах и с «вампирским» гримом или с прической невообразимой формы и кислотного цвета. Ролевики, готы, металлисты, панки… Учителя и родители смотрят на них с удивлением и даже некоторой опаской: как общаться с ними, такими не похожими на нас? И что они хотят сказать окружающим своими причудливыми прическами, пирсингом, экзотическими нарядами и эпатажным поведением? 
К сожалению, о неформалах пишут не так уж много, и даже эти книги зачастую бывают похожи на этнографические записки о папуасах – доброжелательно, с интересом, но все равно извне, с высоты своей цивилизованности. Большакова занимает принципиально иную позицию, ибо происходит из самой неформальной среды. Она пытается объяснить причины ухода подростка в субкультуру.
Для него, обуреваемого противоречивыми желаниями идти против течения и в то же время быть признанным, это и социализация, и снятие напряжения, и стимул для творчества, «это не каприз, не назло взрослым… это потребность – как в пище и воде». Оказывается, вызывающие наряды, музыка, поведение совсем не означают, что подросток объявил войну взрослым и что он не нуждается в поддержке, любви и доброжелательном отношении с их стороны. Он просто несколько экстремальным способом испытывает наше отношение к себе: примете ли вы меня таким, каким я сам хочу быть?
И если педагог готов понять это, то ему пригодятся сведения о музыке, образе жизни, атрибутике и мировоззрении представителей разных субкультур. Зачем, например, рэперам широкая одежда и почему они враждуют с металлистами? На какие жанры делится аниме? Какая связь между прической «ирокез» и социальной направленностью панковского мировоззрения? Почему подростки так часто выбирают себе кумиров? И какую реакцию вызывают у подростка попытки осмеять или запретить общение с субкультурным сообществом?
Заодно можно убедиться в неистинности бытующих представлений. Ведь вокруг неформалов, увы, возникло немало мифов.

Ваш ребенок – неформал
Родителям о молодежных субкультурах
Москва

Издательство «Генезис»

2010

Субкультурная атрибутика... В ней есть что-то от современной моды и одновремен­но – от древних языческих амулетов, настолько она яр­кая и разная. И потому носят ее по-разному и для разных целей. У мальчиков чаще всего это способ подчеркнуть крутизну, а у девочек – красоту. При этом девочки порой менее четко соблюдают дресс-код той или иной субкуль­туры: например, рок-атрибутику девушка может надеть вместе с «попсовой» одеждой – так проявляется стремле­ние показать свою женственность и нежность, несмотря на групповые традиции. Или, напротив, путем принятия мужественного образа девушка хочет самоутвердиться и потому соблюдает все атрибутивные традиции и нормы, предписываемые той или иной субкультурой. Если же под­росток не придерживается канонов, то чаще всего тем са­мым он проявляет свою независимость от мнения сверст­ников: мол, я даже в субкультуре не такой, как остальные, я и здесь неповторимая индивидуальность.
При этом атрибутика многих субкультур отличается от понятий традиционной женственности или мужествен­ности, а футболки и балахоны вообще универсальны: их могут носить как мальчишки, так и девчонки. Порой на улице прохожие не сразу могут определить, кто перед ни­ми – юноша или девушка. Некоторых подростков это сме­шит или даже немного расстраивает, но многим нравится скрытность и романтический андрогинный облик. Это не значит, что у них проблемы с половой идентичностью. Про­сто многие молодые люди – это люди-загадки, им нравит­ся оставаться таинственными незнакомцами. К тому же объемная или, наоборот, обтягивающая одежда помогает подчеркнуть достоинства или скрыть недостатки быстро меняющейся (и не всегда удовлетворяющей подростка) фи­гуры. Девочка под широким балахоном может скрывать недостаточную женственность форм, а юноша – пока еще не «прокачанные» мышцы рук. При этом почти всегда ши­рокая одежда символизирует готовность к бою. И конеч­но же в этом возрасте очень важно, чтобы одежда была удобная, нигде не жала и не мешала движению.
Пирсинг, татуировки, художественное шрамирование... Даже если все это выглядит со стороны как попыт­ка ранить самого себя и тем самым продемонстрировать окружающим свои страдания, не стоит пугаться. Симво­лическая стигматизация использовалась в культурах раз­ных народов еще с древнейших времен. Все эти отметины на теле – знак перехода на более высокую ступень: из дет­ства – в юность, от созерцания – к созиданию. Для неко­торых парней это – демонстрация того, что он смог пре­одолеть боль ради самовыражения, один из символов му­жества. А еще – показатель, что увлечения юноши или девушки серьезны и продлятся долго: ведь браслет и зна­чок можно снять, а татуировка или след от пирсинга оста­нутся навсегда или на длительное время. Девушки тату и серьги используют еще и для того, чтобы подчеркнуть свою красоту: например, колечко в пупке делает акцент на ее тонкой и изящной талии. И конечно же бодимодификация – это и своеобразное проявление заботы о себе, даже если в этой заботе есть черты автоагрессии.
Отдельно стоит поговорить о субкультурных причес­ках: это может быть «ирокез», длинные волосы, дрэды... Здесь и вызов обыденности, и определенный обряд ини­циации. Например, длинные волосы у мужчин издавна считаются символом силы – как в мифе о Самсоне-борце. Дрэды, такие лохматые и причудливые косички, сим­волизируют естественность и первобытность. «Ирокез» и прочие нестандартные и яркие прически – это протест против конформизма. При этом юноши предпочитают более экстремальные прически, нежели девушки. Ведь для девчонок волосы – это еще и символ принадлежнос­ти к миру женщин, где прическа – элемент соблазнения и первозданного очарования. Зато уж если девушка ре­шится на эксперимент с волосами, то это привлечет вни­мание многих. Меняя прическу, подросток меняет что-то и в своем характере.
В подростковой одежде сочетается несочетаемое: дис­сонанс цвета, формы, стиля... Черное и розовое – как эрос и танатос, как любовь и смерть; кожа, латекс и сталь­ные шипы – как нежное и жестокое... Именно из-за это­го разнообразия атрибутика нравится и парням, и девуш­кам. Каждый находит в ней что-то свое.

Готы

Готы – представители молодежной субкультуры, за­родившейся в конце 70-х годов XX века на волне пост­панка. Готическая субкультура весьма разнообразна и не­однородна, однако для нее в той или иной степени харак­терны следующие черты: мрачный имидж, интерес к ми­стицизму, декадансу, любовь к хоррор-литературе (от англ. horror – ужас), фильмам и готической музыке (на­пример, gothic rock, gothic metal, darkwave). Готов часто ошибоч­но причисляют к сатанистам или путают с ними вслед­ствие похожего мрачного образа.
У готов два неизменных основных эле­мента: преобладающий черный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), а также серебряные украше­ния – золото принципиально не используется, посколь­ку расценивается как символ обычных, избитых цен­ностей, а также цвет солнца, в то время как серебро – цвет луны. Еще у готов оригинальный макияж: очень белое лицо с подведенными черными глазами. Черный и белый оста­ются доминирующими цветами, хотя иногда еще появ­ляются красный, синий, пурпурный или изредка зеле­ный (чаще у киберготов).
Прическа также играет весьма важную роль в имид­же готов обоих полов. Это могут быть просто прямые длинные волосы или же их поднимают гелем или соби­рают в большие пучки. Изредка встречаются «ирокезы». Часто волосы красят в черный, красный, фиолетовый и белый цвета, возможно также окрашивание с прядями одного цвета на фоне другого (к примеру, красные пряди на фоне черных волос), но многие предпочитают волосы естественных цветов.
Используется множество различных символов смерти – украшения с гробиками, черепами и тому подоб­ные. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей – множество различных их изображений (связь с вампирами и «готическим мировоззрением» очевидна) по­мещены на сотнях связанных с готами страниц в интерне­те. Их изображения служат украшением самим готам.

Самые распространенные мифы и стереотипы о готах

1. Готы – дьяволопоклонники, они приносят в жер­тву животных и людей или, словно вампиры, пьют их кровь.
Появился этот миф из-за того, что люди, далекие от го­тической культуры, путают эстетизацию потустороннего и слепое поклонение потустороннему. Например, если чело­век пишет литературные произведения о вампирах и демо­нах, то это не означает, что он в них верит. Что же касается домыслов о жертвоприношениях и питии кро­ви, то стоит вспомнить, что именно так в Средневековье думали обо всех, кто хоть немного «не от мира сего». В этом обвиняли не только красивых женщин, но и успешных уче­ных: мол, вся их наука от лукавого. А как расправлялись с такими «колдунами», «вампирами» и «пожирателями младенцев», вам известно...
Вместо того чтобы уподобляться инквизиторам, стоит просто доверительно погово­рить с подростком и узнать, что для него готика. Как он воспринимает художественные образы вампиров, демо­нов, ангелов. Скорее всего вы не только успокоитесь, но и узнаете много нового – из литературы, музыки и ис­тории. Скорее всего вам тоже будет интересно почитать готические романы, например, Анны Радклиф («Итальянец»), Мэри Шелли («Франкенштейн, или Со­временный Прометей»), Чарльза Мэтьюрина («Мельмот Скиталец»).
2. Грусть, тоска, замкнутость и депрессия – посто­янные спутники гота, готы только и мечтают, как бы по­скорее умереть.
«Помни о смерти», – говорили великие мыслители прошлого. Но именно помни, а не стремись. Ничего страшного в том, что подростки задумывают­ся о смерти, нет. Это нормальный этап взросления – с ус­ловием, что подросток при этом не подавлен, не угрожает покончить с собой, у него не произошла личная драма. Поэтому прослушивание песен о смерти, чтение книг на эту тему и разговоры «о бренности всего су­щего» – это части готик-культуры, это романтичная игра.
Не делайте скоропалительных выводов, а вниматель­нее приглядитесь к ребенку. Порой юные готы примеря­ют на себя маску печального созерцателя бытия – это тоже часть готической эстетики.
Однако если подросток действительно пытался покон­чить с собой, то причины надо искать не в его любимом писателе Эдгаре По и не в мрачной музыке, звучащей в его плеере, а в чем-то более реальном. В семье, во взаи­моотношениях подростка с друзьями и учителями, в пер­вой любви. И чем скорее будут выявлены эти причины, тем меньше шансов, что попытки свести счеты с жизнью повторятся.
3. Готы буквально живут на кладбищах и занимают­ся вандализмом.
Конечно, некоторые готы, особенно начинающие, лю­бят бродить по кладбищам. Но прогулки эти представля­ют собой лишь созерцание красоты. Разрушение памятников и другое неуважение к памяти умерших полностью противоречит мировоззрению готов. Юных вандалов готы сами всячески ругают на форумах в интернете, а в реальной жизни предпочитают с ними не общаться.
Понятно, что многим родителям не хочется, чтобы их ребенок ходил на кладбище, особенно в ночное время и в неизвестной компании. Этому есть альтернатива. Сходите с ним вместе на могилу известного поэта, писателя, музыкан­та или в музей на любую выставку, связанную с готичес­кой культурой. Это может быть экспозиция, связанная с древними религиями и культами, философией, лите­ратурой, старинной модой... Главное, вместе выбрать подходящую выставку. Так и родители, и подросток с пользой, а главное, вместе проведут время.

Панки

Панки придерживаются различных взглядов, но в большинстве своем они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма. Распространенными воззрениями являются стремление к личной свободе и независимости (индивидуализм), нонконформизм, принципы «не продаваться», «полагаться на самого себя»...
Панки отличаются пестрым эпатажным имиджем.
Многие красят волосы в яркие, неестественные цвета, начесывают и фиксируют их лаком или гелем, чтобы они стояли торчком. В 1980-х у панков стала модной прическа «ирокез».
Носят рваные, протертые джинсы, цепи, тяжелые ботинки или кеды, куртки-«косухи».
В одежде преобладает стиль Dead, то есть «мертвый». Панки носят нашивки с черепами и значки с названиями любимых групп или лозунгами, например, Punk not dead, то есть «Панк жив». Еще они любят напульсники и ошейники из кожи с шипами, заклепками и цепями. Многие панки делают татуировки.

Самые распространенные мифы и стереотипы о панках 

1. Панки постоянно сквернословят и нарушают общественный порядок всеми возможными способами.
К счастью, настолько карикатурный и гротескный образ панка можно встретить лишь в анекдотах; в реальной жизни стоит говорить скорее о нигилизме, об отрицании того, с чем панк не согласен. А ведь в мире есть что отрицать. Современный подросток, живя на разломе эпох, остро чувствует все происходящее, даже если не всегда понимает причины и смысл тех или иных явлений. И имеет право на несогласие. Пока он может лишь указывать на те социальные язвы, которые замечает. Панк – дитя хаоса.
2. Панки ходят грязными и не любят мыться, им безразлично мнение окружающих.
В восьмидесятые и девяностые годы прошлого века в отечественной молодежной среде можно было встретить деление панков на «чистых» и «грязных» – при этом каждый из этих типов можно было рассматривать как протест. Сейчас такое деление постепенно сменяется вниманием к творческой составляющей панк-культуры, к музыке. И выражение «панки грязи не боятся» теперь все чаще воспринимается как метафора или просто шутка. Грязь – она же не только в луже, но и в общественных явлениях.

Металлисты

Субкультура метал­листов сосредо­точена в основном вокруг музыки. Тем не менее есть не­которые черты, которые считаются характерными для представителей этой субкультуры. Например, независи­мость, самостоятельность и уверенность в себе, культ сильной личности, мужества. Отношение к религии раз­лично, но традиционно считается, что металлисты нере­лигиозны. Несмотря на обилие религиозной и оккульт­ной мистики в текстах метал-групп, они, как правило, не носят миссионерского характера и воспринимаются поклонниками как аллегория.
Внешний вид: кожаная куртка-«косуха», черная футболка или ба­лахон с логотипом любимой металлической группы, кожаный жилет; напульсники – кожаные браслеты с заклепками и/или шипами, проклепанные ремни, цепи; тяжелая обувь – «камелоты», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы», обычные кроссовки, короткие са­поги с цепями – «казаки».
Характерный жест металлистов, известный в России как «коза», – вскинутый вверх кулак с разжатыми ми­зинцем и указательным пальцем.

Самые распространенные мифы и стереотипы о металлистах

1. Металлисты жестоки и злы, ведут себя крайне аг­рессивно и готовы в любой момент ввязаться в драку.
Такое представление о металлистах возникло из-за прямого переноса определенных качеств тяжелой музы­ки на ее слушателей. Да, действительно, поведение ме­таллистов на концертах и металлическая атрибутика весьма агрессивны. Но было бы неправильным полагать, что эта агрессия обязательно будет перенесена из шоу в повседневную жизнь. Скорее, наоборот, стоит рассмат­ривать ее как социально приемлемый выброс чувств: сходил на концерт, оторвался там по полной – и злости нет.
2. У металлистов проблемы с психикой, так как тя­желая музыка ее повредила.
Металлисты очень разные, впрочем, как и стили металла, и музыка на всех влияет по-разному. Для кого-то металл – просто любимый жанр, а для кого-то – образ жизни. Но поведенческая традиция, так называемый культ мужества, накладывает опреде­ленные отпечатки и обязательства на металлиста, особенно на новичка. Поэтому если юного металлиста «достать», то он действительно может «взбеситься». Но ведь подро­стки порой ссорятся и даже дерутся вне зависимости от любимой музыки. И конечно же это не признак «ненор­мальности».
Опасаться, что подросток сойдет с ума от музыки, – нелепо. А вот о безопасном поведении на концерте с под­ростком поговорить нужно.

Рэперы

Рэперы – представители хип-хоп-культуры. Рэп обычно читается под музыку. Исполнителей, «чтецов» рэпа часто называют общим термином МС (Master of Ceremonies – то есть «мастер церемоний»). Рэп – один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки.
Рэперы предпочитают широкую, на несколько размеров больше, одежду, которая обеспечивает полную свободу движений в брейк-дансе. Также это подчеркивает свободолюбие и независимость рэперов. Из украшений они носят значки, серьги и цепи, на голову могут повязать бандану. Волосы чаще всего коротко стрижены. Сила, смелость, стремление к успеху и самовыражению – все это ценится многими рэперами.

Самые распространенные мифы и стереотипы о рэперах

1. Рэперы романтизируют преступления, и потому каждый любитель хип-хопа – потенциальный бандит.
Правильнее будет сказать, что рэперы в своих текстах повествуют о суровой действительности. О том, что в нашем мире много лжи, жестокости, подлости… И лишь сильная личность в состоянии противостоять всему этому. Конечно, есть такой стиль, как гангста-рэп, там действительно уделяется много внимания преступности. Слушая его, подросток совершает виртуальное путешествие в совсем иную реальность – туда, где рамки добра и зла размыты.
2. Рэперы употребляют легкие наркотики.
Эта страшилка родом из американских комедий. В этих фильмах некоторые молодые люди, в том числе и рэперы, действительно ходят с сигаретой и чаще всего из-за этого попадают в комические и очень неприятные ситуации.

Анимешники

В повсед­невной жизни российские любители аниме используют лишь отдельные атрибуты: картинки на рюкзаке, знач­ки. Зато на совместных встречах анимешники могут по­зволить себе переодеться на манер любимого аниме-персонажа. Это называется «косплей». 

Самые распространенные мифы и стереотипы об анимешниках

1. Поклонники аниме могут влюбиться в вымышлен­ного персонажа и предпочесть его реальным отношениям.
Такое может случиться лишь с теми подростками, у которых, кроме любимой анимации, ничего нет. Обычно таких детей не любят родители, у них много комплексов и неразрешимых проблем. И конечно же это не связано кон­кретно с аниме. Просто для подростка, у которого нет близ­ких людей, нужна хоть какая-то отдушина. И ею может стать что угодно: и фильмы, и комиксы, и мультфильмы.
2. Анимешники очень стеснительны, они не умеют об­щаться.
Такое возможно лишь с ребятами, которые изначаль­но замкнуты, молчаливы, домоседы. Но и это чаще всего не патология, есть экстраверты – они любят общаться и выражать себя, а есть интроверты – им хорошо наедине с собой. Таким подросткам действительно интереснее си­деть за компьютером, смотреть фильмы и общаться вир­туально. Если молодой человек при этом чувствует себя комфортно, хорошо учится и не испытывает дефицита общения, то не стоит искать проблему там, где ее нет.
  А вот если подросток и хотел бы иметь больше дру­зей, но просто не знает, как это сделать, то и тут на помощь может прийти его любимое аниме. Ведь погово­рить об интересном сериале с симпатичной соседкой по парте – отличный повод для знакомства.

Практикум

1. Попробуйте определить, к какой субкультуре относится любимая подростком символика:
– Это атрибутика определенного неформального движения или набор символов и знаков разных субкультур?
– Такую одежду, которую предпочитает ваш ребенок, но­сят лишь в одном сообществе, или она универсальна?
2. Какой атрибутике – мужественной или женственной – отдает предпочтение подросток:
– Идет ли вашему ребенку выбранный стиль?
– Уютно ли ему в этой одежде?
– Носили ли вы нечто подобное в юности?

P.S. Для проверки новой информации о молодежных движениях советуем воспользоваться следующими источниками.
Интересные сайты:

http://www.regioncentre.ru/ – научно-исследовательский сайт, на котором размещено много полез­ной и объективной информации как по молодеж­ным субкультурам, так и о молодежи вообще.
http://subculture.narod.ru/ – простенький, но удоб­ный сайт, содержащий в себе множество интерес­ных статей, заметок, исследований и книг о моло­дежных неформальных объединениях.
http://ru.wikipedia.org/ – в этой электронной энцик­лопедии данные, в том числе и о субкультурах, ре­гулярно пополняются, а несоответствия действи­тельности быстро корректируются. Главное, не за­бывайте читать комментарии к статьям – там порой указывается не менее интересная информация.
http://www.poehaly.narod.ru/ – личный сайт Татьяны Борисовны Щепанской, этнографа и социоантрополога, изучающего молодежные субкульту­ры. На сайте можно почитать научные работы ав­тора и задать вопросы в гостевой книге.