Ушедшие в субкультуру
Правда ли, что готы постоянно тусуются на кладбище и склонны к
самоубийству? А те, кто слушает тяжелую музыку, ходят увешанные цепями
и страшно агрессивны? Панки – это те, кто никогда не моется и
употребляет наркотики – подобными вопросами задаются взрослые, видя
подростков в черных балахонах и с «вампирским» гримом или с прической
невообразимой формы и кислотного цвета. Ролевики, готы, металлисты,
панки… Учителя и родители смотрят на них с удивлением и даже некоторой
опаской: как общаться с ними, такими не похожими на нас? И что они
хотят сказать окружающим своими причудливыми прическами, пирсингом,
экзотическими нарядами и эпатажным поведением?
К сожалению, о неформалах пишут не так уж много, и даже эти книги
зачастую бывают похожи на этнографические записки о папуасах –
доброжелательно, с интересом, но все равно извне, с высоты своей
цивилизованности. Большакова занимает принципиально иную позицию, ибо
происходит из самой неформальной среды. Она пытается объяснить причины
ухода подростка в субкультуру.
Для него, обуреваемого противоречивыми желаниями идти против течения и
в то же время быть признанным, это и социализация, и снятие напряжения,
и стимул для творчества, «это не каприз, не назло взрослым… это
потребность – как в пище и воде». Оказывается, вызывающие наряды,
музыка, поведение совсем не означают, что подросток объявил войну
взрослым и что он не нуждается в поддержке, любви и доброжелательном
отношении с их стороны. Он просто несколько экстремальным способом
испытывает наше отношение к себе: примете ли вы меня таким, каким я сам
хочу быть?
И если педагог готов понять это, то ему пригодятся сведения о музыке,
образе жизни, атрибутике и мировоззрении представителей разных
субкультур. Зачем, например, рэперам широкая одежда и почему они
враждуют с металлистами? На какие жанры делится аниме? Какая связь
между прической «ирокез» и социальной направленностью панковского
мировоззрения? Почему подростки так часто выбирают себе кумиров?
И какую реакцию вызывают у подростка попытки осмеять или запретить
общение с субкультурным сообществом?
Заодно можно убедиться в неистинности бытующих представлений. Ведь
вокруг неформалов, увы, возникло немало мифов.
Ваш ребенок – неформал
Родителям о молодежных
субкультурах
Москва
Издательство «Генезис»
2010
Субкультурная атрибутика... В
ней есть что-то от современной моды и одновременно – от древних
языческих амулетов, настолько она яркая и разная. И потому носят ее
по-разному и для разных целей. У мальчиков чаще всего это способ
подчеркнуть крутизну, а у девочек – красоту. При этом девочки порой
менее четко соблюдают дресс-код той или иной субкультуры: например,
рок-атрибутику девушка может надеть вместе с «попсовой» одеждой – так
проявляется стремление показать свою женственность и нежность,
несмотря на групповые традиции. Или, напротив, путем принятия
мужественного образа девушка хочет самоутвердиться и потому соблюдает
все атрибутивные традиции и нормы, предписываемые той или иной
субкультурой. Если же подросток не придерживается канонов, то чаще
всего тем самым он проявляет свою независимость от мнения
сверстников: мол, я даже в субкультуре не такой, как остальные, я и
здесь неповторимая индивидуальность.
При этом атрибутика многих субкультур отличается от понятий
традиционной женственности или мужественности, а футболки и балахоны
вообще универсальны: их могут носить как мальчишки, так и девчонки.
Порой на улице прохожие не сразу могут определить, кто перед ними –
юноша или девушка. Некоторых подростков это смешит или даже немного
расстраивает, но многим нравится скрытность и романтический андрогинный
облик. Это не значит, что у них проблемы с половой идентичностью.
Просто многие молодые люди – это люди-загадки, им нравится оставаться
таинственными незнакомцами. К тому же объемная или, наоборот,
обтягивающая одежда помогает подчеркнуть достоинства или скрыть
недостатки быстро меняющейся (и не всегда удовлетворяющей подростка)
фигуры. Девочка под широким балахоном может скрывать недостаточную
женственность форм, а юноша – пока еще не «прокачанные» мышцы рук. При
этом почти всегда широкая одежда символизирует готовность к бою. И
конечно же в этом возрасте очень важно, чтобы одежда была удобная,
нигде не жала и не мешала движению.
Пирсинг, татуировки, художественное шрамирование... Даже если все это
выглядит со стороны как попытка ранить самого себя и тем самым
продемонстрировать окружающим свои страдания, не стоит пугаться.
Символическая стигматизация использовалась в культурах разных народов
еще с древнейших времен. Все эти отметины на теле – знак перехода на
более высокую ступень: из детства – в юность, от созерцания – к
созиданию. Для некоторых парней это – демонстрация того, что он смог
преодолеть боль ради самовыражения, один из символов мужества. А еще
– показатель, что увлечения юноши или девушки серьезны и продлятся
долго: ведь браслет и значок можно снять, а татуировка или след от
пирсинга останутся навсегда или на длительное время. Девушки тату и
серьги используют еще и для того, чтобы подчеркнуть свою красоту:
например, колечко в пупке делает акцент на ее тонкой и изящной талии. И
конечно же бодимодификация – это и своеобразное проявление заботы о
себе, даже если в этой заботе есть черты автоагрессии.
Отдельно стоит поговорить о субкультурных прическах: это может быть
«ирокез», длинные волосы, дрэды... Здесь и вызов обыденности, и
определенный обряд инициации. Например, длинные волосы у мужчин
издавна считаются символом силы – как в мифе о Самсоне-борце. Дрэды,
такие лохматые и причудливые косички, символизируют естественность и
первобытность. «Ирокез» и прочие нестандартные и яркие прически – это
протест против конформизма. При этом юноши предпочитают более
экстремальные прически, нежели девушки. Ведь для девчонок волосы – это
еще и символ принадлежности к миру женщин, где прическа – элемент
соблазнения и первозданного очарования. Зато уж если девушка решится
на эксперимент с волосами, то это привлечет внимание многих. Меняя
прическу, подросток меняет что-то и в своем характере.
В подростковой одежде сочетается несочетаемое: диссонанс цвета, формы,
стиля... Черное и розовое – как эрос и танатос, как любовь и смерть;
кожа, латекс и стальные шипы – как нежное и жестокое... Именно из-за
этого разнообразия атрибутика нравится и парням, и девушкам. Каждый
находит в ней что-то свое.
Готы
Готы – представители
молодежной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX века на
волне постпанка. Готическая субкультура весьма разнообразна и
неоднородна, однако для нее в той или иной степени характерны
следующие черты: мрачный имидж, интерес к мистицизму, декадансу,
любовь к хоррор-литературе (от англ. horror – ужас), фильмам и
готической музыке (например, gothic rock, gothic metal, darkwave).
Готов часто ошибочно причисляют к сатанистам или путают с ними
вследствие похожего мрачного образа.
У готов два неизменных основных элемента: преобладающий черный цвет
одежды (иногда с элементами других цветов), а также серебряные
украшения – золото принципиально не используется, поскольку
расценивается как символ обычных, избитых ценностей, а также цвет
солнца, в то время как серебро – цвет луны. Еще у готов оригинальный
макияж: очень белое лицо с подведенными черными глазами. Черный и белый
остаются доминирующими цветами, хотя иногда еще появляются красный,
синий, пурпурный или изредка зеленый (чаще у киберготов).
Прическа также играет весьма важную роль в имидже готов обоих полов.
Это могут быть просто прямые длинные волосы или же их поднимают гелем
или собирают в большие пучки. Изредка встречаются «ирокезы». Часто
волосы красят в черный, красный, фиолетовый и белый цвета, возможно
также окрашивание с прядями одного цвета на фоне другого (к примеру,
красные пряди на фоне черных волос), но многие предпочитают волосы
естественных цветов.
Используется множество различных символов смерти – украшения
с гробиками, черепами и тому подобные. К чисто готическим символам
можно отнести летучих мышей – множество различных их изображений (связь
с вампирами и «готическим мировоззрением» очевидна) помещены на сотнях
связанных с готами страниц в интернете. Их изображения служат
украшением самим готам.
Самые распространенные
мифы и стереотипы о готах
1. Готы – дьяволопоклонники,
они приносят в жертву животных и людей или, словно вампиры, пьют их
кровь.
Появился этот миф из-за того, что люди, далекие от готической
культуры, путают эстетизацию потустороннего и слепое поклонение
потустороннему. Например, если человек пишет литературные произведения
о вампирах и демонах, то это не означает, что он в них верит. Что же
касается домыслов о жертвоприношениях и питии крови, то стоит
вспомнить, что именно так в Средневековье думали обо всех, кто хоть
немного «не от мира сего». В этом обвиняли не только красивых женщин,
но и успешных ученых: мол, вся их наука от лукавого. А как
расправлялись с такими «колдунами», «вампирами» и «пожирателями
младенцев», вам известно...
Вместо того чтобы уподобляться инквизиторам, стоит просто доверительно
поговорить с подростком и узнать, что для него готика. Как он
воспринимает художественные образы вампиров, демонов, ангелов. Скорее
всего вы не только успокоитесь, но и узнаете много нового – из
литературы, музыки и истории. Скорее всего вам тоже будет интересно
почитать готические романы, например, Анны Радклиф («Итальянец»), Мэри
Шелли («Франкенштейн, или Современный Прометей»), Чарльза Мэтьюрина
(«Мельмот Скиталец»).
2. Грусть, тоска, замкнутость и депрессия – постоянные спутники гота,
готы только и мечтают, как бы поскорее умереть.
«Помни о смерти», – говорили великие мыслители прошлого. Но именно
помни, а не стремись. Ничего страшного в том, что подростки
задумываются о смерти, нет. Это нормальный этап взросления – с
условием, что подросток при этом не подавлен, не угрожает покончить с
собой, у него не произошла личная драма. Поэтому прослушивание песен о
смерти, чтение книг на эту тему и разговоры «о бренности всего сущего»
– это части готик-культуры, это романтичная игра.
Не делайте скоропалительных выводов, а внимательнее приглядитесь к
ребенку. Порой юные готы примеряют на себя маску печального
созерцателя бытия – это тоже часть готической эстетики.
Однако если подросток действительно пытался покончить с собой, то
причины надо искать не в его любимом писателе Эдгаре По и не в мрачной
музыке, звучащей в его плеере, а в чем-то более реальном. В семье, во
взаимоотношениях подростка с друзьями и учителями, в первой любви. И
чем скорее будут выявлены эти причины, тем меньше шансов, что попытки
свести счеты с жизнью повторятся.
3. Готы буквально живут на кладбищах и занимаются вандализмом.
Конечно, некоторые готы, особенно начинающие, любят бродить по
кладбищам. Но прогулки эти представляют собой лишь созерцание красоты.
Разрушение памятников и другое неуважение к памяти умерших полностью
противоречит мировоззрению готов. Юных вандалов готы сами всячески
ругают на форумах в интернете, а в реальной жизни предпочитают с ними
не общаться.
Понятно, что многим родителям не хочется, чтобы их ребенок ходил на
кладбище, особенно в ночное время и в неизвестной компании. Этому есть
альтернатива. Сходите с ним вместе на могилу известного поэта,
писателя, музыканта или в музей на любую выставку, связанную с
готической культурой. Это может быть экспозиция, связанная с древними
религиями и культами, философией, литературой, старинной модой...
Главное, вместе выбрать подходящую выставку. Так и родители, и
подросток с пользой, а главное, вместе проведут время.
Панки
Панки придерживаются
различных взглядов, но в большинстве своем они являются приверженцами
социально направленных идеологий и прогрессивизма. Распространенными
воззрениями являются стремление к личной свободе и независимости
(индивидуализм), нонконформизм, принципы «не продаваться», «полагаться
на самого себя»...
Панки отличаются пестрым эпатажным имиджем.
Многие красят волосы в яркие, неестественные цвета, начесывают и
фиксируют их лаком или гелем, чтобы они стояли торчком. В 1980-х у
панков стала модной прическа «ирокез».
Носят рваные, протертые джинсы, цепи, тяжелые ботинки или кеды,
куртки-«косухи».
В одежде преобладает стиль Dead, то есть «мертвый». Панки носят нашивки
с черепами и значки с названиями любимых групп или лозунгами, например,
Punk not dead, то есть «Панк жив». Еще они любят напульсники и ошейники
из кожи с шипами, заклепками и цепями. Многие панки делают татуировки.
Самые распространенные
мифы и стереотипы о панках
1. Панки постоянно
сквернословят и нарушают общественный порядок всеми возможными
способами.
К счастью, настолько карикатурный и гротескный образ панка можно
встретить лишь в анекдотах; в реальной жизни стоит говорить скорее о
нигилизме, об отрицании того, с чем панк не согласен. А ведь в мире
есть что отрицать. Современный подросток, живя на разломе эпох, остро
чувствует все происходящее, даже если не всегда понимает причины и
смысл тех или иных явлений. И имеет право на несогласие. Пока он может
лишь указывать на те социальные язвы, которые замечает. Панк – дитя
хаоса.
2. Панки ходят грязными и не любят мыться, им безразлично мнение
окружающих.
В восьмидесятые и девяностые годы прошлого века в отечественной
молодежной среде можно было встретить деление панков на «чистых» и
«грязных» – при этом каждый из этих типов можно было рассматривать как
протест. Сейчас такое деление постепенно сменяется вниманием к
творческой составляющей панк-культуры, к музыке. И выражение «панки
грязи не боятся» теперь все чаще воспринимается как метафора или просто
шутка. Грязь – она же не только в луже, но и в общественных явлениях.
Металлисты
Субкультура металлистов
сосредоточена в основном вокруг музыки. Тем не менее есть некоторые
черты, которые считаются характерными для представителей этой
субкультуры. Например, независимость, самостоятельность и уверенность
в себе, культ сильной личности, мужества. Отношение к религии
различно, но традиционно считается, что металлисты нерелигиозны.
Несмотря на обилие религиозной и оккультной мистики в текстах
метал-групп, они, как правило, не носят миссионерского характера и
воспринимаются поклонниками как аллегория.
Внешний вид: кожаная куртка-«косуха», черная футболка или балахон с
логотипом любимой металлической группы, кожаный жилет; напульсники –
кожаные браслеты с заклепками и/или шипами, проклепанные ремни, цепи;
тяжелая обувь – «камелоты», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы», обычные
кроссовки, короткие сапоги с цепями – «казаки».
Характерный жест металлистов, известный в России как «коза», –
вскинутый вверх кулак с разжатыми мизинцем и указательным пальцем.
Самые распространенные
мифы и стереотипы о металлистах
1. Металлисты жестоки и злы,
ведут себя крайне агрессивно и готовы в любой момент ввязаться в драку.
Такое представление о металлистах возникло из-за прямого переноса
определенных качеств тяжелой музыки на ее слушателей. Да,
действительно, поведение металлистов на концертах и металлическая
атрибутика весьма агрессивны. Но было бы неправильным полагать, что эта
агрессия обязательно будет перенесена из шоу в повседневную жизнь.
Скорее, наоборот, стоит рассматривать ее как социально приемлемый
выброс чувств: сходил на концерт, оторвался там по полной – и злости
нет.
2. У металлистов проблемы с психикой, так как тяжелая музыка ее
повредила.
Металлисты очень разные, впрочем, как и стили металла, и музыка на всех
влияет по-разному. Для кого-то металл – просто любимый жанр, а для
кого-то – образ жизни. Но поведенческая традиция, так называемый культ
мужества, накладывает определенные отпечатки и обязательства на
металлиста, особенно на новичка. Поэтому если юного металлиста
«достать», то он действительно может «взбеситься». Но ведь подростки
порой ссорятся и даже дерутся вне зависимости от любимой музыки. И
конечно же это не признак «ненормальности».
Опасаться, что подросток сойдет с ума от музыки, – нелепо. А вот о
безопасном поведении на концерте с подростком поговорить нужно.
Рэперы
Рэперы – представители
хип-хоп-культуры. Рэп обычно читается под музыку. Исполнителей,
«чтецов» рэпа часто называют общим термином МС (Master of Ceremonies –
то есть «мастер церемоний»). Рэп – один из основных элементов стиля
хип-хоп-музыки.
Рэперы предпочитают широкую, на несколько размеров больше, одежду,
которая обеспечивает полную свободу движений в брейк-дансе. Также это
подчеркивает свободолюбие и независимость рэперов. Из украшений они
носят значки, серьги и цепи, на голову могут повязать бандану. Волосы
чаще всего коротко стрижены. Сила, смелость, стремление к успеху и
самовыражению – все это ценится многими рэперами.
Самые распространенные
мифы и стереотипы о рэперах
1. Рэперы романтизируют
преступления, и потому каждый любитель хип-хопа – потенциальный бандит.
Правильнее будет сказать, что рэперы в своих текстах повествуют о
суровой действительности. О том, что в нашем мире много лжи,
жестокости, подлости… И лишь сильная личность в состоянии противостоять
всему этому. Конечно, есть такой стиль, как гангста-рэп, там
действительно уделяется много внимания преступности. Слушая его,
подросток совершает виртуальное путешествие в совсем иную реальность –
туда, где рамки добра и зла размыты.
2. Рэперы употребляют легкие наркотики.
Эта страшилка родом из американских комедий. В этих фильмах некоторые
молодые люди, в том числе и рэперы, действительно ходят с сигаретой и
чаще всего из-за этого попадают в комические и очень неприятные
ситуации.
Анимешники
В повседневной жизни
российские любители аниме используют лишь отдельные атрибуты: картинки
на рюкзаке, значки. Зато на совместных встречах анимешники могут
позволить себе переодеться на манер любимого аниме-персонажа. Это
называется «косплей».
Самые
распространенные мифы и стереотипы об анимешниках
1. Поклонники аниме могут
влюбиться в вымышленного персонажа и предпочесть его реальным
отношениям.
Такое может случиться лишь с теми подростками, у которых, кроме любимой
анимации, ничего нет. Обычно таких детей не любят родители, у них много
комплексов и неразрешимых проблем. И конечно же это не связано
конкретно с аниме. Просто для подростка, у которого нет близких
людей, нужна хоть какая-то отдушина. И ею может стать что угодно: и
фильмы, и комиксы, и мультфильмы.
2. Анимешники очень стеснительны, они не умеют общаться.
Такое возможно лишь с ребятами, которые изначально замкнуты,
молчаливы, домоседы. Но и это чаще всего не патология, есть экстраверты
– они любят общаться и выражать себя, а есть интроверты – им хорошо
наедине с собой. Таким подросткам действительно интереснее сидеть за
компьютером, смотреть фильмы и общаться виртуально. Если молодой
человек при этом чувствует себя комфортно, хорошо учится и не
испытывает дефицита общения, то не стоит искать проблему там, где ее
нет.
А вот если подросток и хотел бы иметь больше друзей, но
просто не знает, как это сделать, то и тут на помощь может прийти его
любимое аниме. Ведь поговорить об интересном сериале с симпатичной
соседкой по парте – отличный повод для знакомства.
Практикум
1. Попробуйте определить, к
какой субкультуре относится любимая подростком символика:
– Это атрибутика определенного неформального движения или набор
символов и знаков разных субкультур?
– Такую одежду, которую предпочитает ваш ребенок, носят лишь в одном
сообществе, или она универсальна?
2. Какой атрибутике – мужественной или женственной – отдает
предпочтение подросток:
– Идет ли вашему ребенку выбранный стиль?
– Уютно ли ему в этой одежде?
– Носили ли вы нечто подобное в юности?
P.S. Для проверки новой информации о молодежных движениях советуем
воспользоваться следующими источниками.
Интересные сайты:
http://www.regioncentre.ru/
– научно-исследовательский сайт, на котором размещено много полезной и
объективной информации как по молодежным субкультурам, так и о
молодежи вообще.
http://subculture.narod.ru/
– простенький, но удобный сайт, содержащий в себе множество
интересных статей, заметок, исследований и книг о молодежных
неформальных объединениях.
http://ru.wikipedia.org/
– в этой электронной энциклопедии данные, в том числе и о
субкультурах, регулярно пополняются, а несоответствия
действительности быстро корректируются. Главное, не забывайте читать
комментарии к статьям – там порой указывается не менее интересная
информация.
http://www.poehaly.narod.ru/
– личный сайт Татьяны Борисовны Щепанской, этнографа и
социоантрополога, изучающего молодежные субкультуры. На сайте можно
почитать научные работы автора и задать вопросы в гостевой книге.