Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2013
Первая тетрадь
Политика образования

АКСИОМА ВСТРЕЧИ


Кожурина Людмила

XII педагогический марафон учебных предметов: учитель в своей стихии и на своей волне

Первые две недели: экспресс-анализ в нашем обзорном репортаже

Встречи и знакомства

В эти дни все желающие посетить Двенадцатый московский педагогический марафон учебных предметов и предварительно зарегистрировавшиеся на сайте http://marathon.1september.ru/, приходят по утрам в гимназию № 1535 на День своего предмета или любого другого. Марафон будет идти до 19 апреля, а открылся он 25 марта – итого 22 дня насыщенной учебы и профессионального общения учителей страны.
Каждый День открывается напутствием главного редактора Издательского дома «Первое сентября» Артема Соловейчика. Оно всякий раз другое, но по сути – духоподъемное, такое, например:

– Я не верю, что если назвать все старые явления в школе новыми именами, то получится новая реальность. Но если держать в голове, что мы по-прежнему в своей стихии, никакие официальные установки не помешают нам чувствовать себя на гребне волны.

В самом деле, на марафоне все устроено так, чтобы каждый участник ощутил себя здесь если уж не на гребне, то на высоте, достойно. Внимание к нуждам и запросам, уникальная книжная ярмарка свежей научно-методической литературы и, как всегда, много подарков. В этом году были еще и подарочные карточки, по которым можно получить коды доступа к новому модульному курсу ПК, к новому журналу для родителей (идея: доступ родителям открывает учитель), а также к книге Симона Соловейчика «Пушкинские проповеди» в электронной версии. Льготная подписка на издания «ПС» – само собой.
Еще из нового: видеосюжеты разговоров с ведущими, записанные после проведения мероприятия, – здесь: http://marathon.1september.ru/. Они оказались интересны не только тем, кто не смог приехать на марафон, но и тем, кто был, слушал, читал репортаж дня, а теперь еще видит лектора в непринужденной беседе с Артемом Соловейчиком.
В одном из разговоров Геннадий Никифоров, заместитель председателя Федеральной комиссии разработчиков КИМов ЕГЭ по физике, попросил лишнюю минуту, чтобы сказать:

– Марафон – уникальное явление в современной педагогике. Здесь все ориентировано на развитие личности учителя, а это сегодня самое важное в образовании.

Вы спросите: почему сегодня? Вы удивитесь: и это говорит разработчик КИМов? Ответ прост: новый ФГОС неумолимо разворачивает учительское сознание и повседневную практику в сторону личностного развития. Как остроумно заметил на марафоне Георгий Лернер, заведующий кафедрой методики преподавания биологии МИОО, «наконец-то ваша формула “Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики” начинает работать и правильно восприниматься».
Что правда: со времени предыдущего марафона настрой учителей изменился. Словно волшебной палочкой взмахнули: активность, заинтересованность, а значит – дискуссии, споры, записки из зала. А это реальная основа для изменений в системе: внутренне освоились многие. Наш обзор – о векторах изменений, точнее, о тех из них, которые удалось зафиксировать по ходу первой половины марафона.

Интеграция и наука

Говорили об интеграции каждый день, но на Дне учителя биологии прозвучало четко: «Рост научного знания быстро стирает грани между отдельными науками… Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам» – слова Владимира Вернадского. 
Прошлый век, а все не созреем. Были открытые выступления против курса естествознания в старших классах, были попытки противопоставить физиков математикам, химиков – биологам, педагогов – психологам, но чувствовалось: это уже не тренд. Тренд – объединяться и договариваться, интегрировать достижения братских наук и опыта коллег. «Сегодня стало ясно: разные системы связаны по способу самоорганизации: сущность разная, а способ организации – универсальный» (Всеволод Твердислов, заведующий кафедрой биофизики МГУ. День учителя биологии). Речь на марафоне шла не только о синергетике, но и о герменевтике, а также о том, что у каждой дисциплины есть социальный контекст. Не он ли объединяющий центр?
На Дне школьного психолога, например, программа была составлена так, чтобы никто не сомневался: психолог – главный участник всех школьных процессов. И мы видели людей, у которых действительно получается помогать всем во всем: «Я в интеграции», – радостно признавалась педагог-психолог  школы №1308 Елена Брилинг в День психолога. А Елена Чудинова, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, в День учителя биологии делилась чисто психологическими наблюдениями: сегодняшние дети не приучены восстанавливать картину реальности из текста, поэтому задание наподобие: «руководствуясь текстовым описанием планарии, слепить из пластилина это животное» – для них непростое. Воображение – свойство психики, но без него не научишь ничему. Да что там – верно действовать не сможешь. Психолог Ольга Юрасова на Дне дошкольного образования рассказывала, как важно для педагога осмысливать и уметь организовывать свои переживания – и для того, чтобы подготовиться к трудному разговору с родителем, и для того, чтобы точно среагировать на жалобу ребенка. Это важный профессиональный навык.
А что происходит в отсутствие развитой рефлексии? «Парадоксально, но познавательная активность забивается именно образованием, например, та проектная деятельность, которая ведется в школе, зачастую не на пользу, а во вред развитию ребенка» (Алексей Обухов, заведующий кафедрой психологии образования МПГУ. День школьного психолога).
И в целом: формирование своей позиции и для учителя, и для ученика – большая внутренняя работа, очень важная, поскольку новые технологии на старой психологии у нас никак не прорастают.

Кооперация и личный рост

Важная сторона нового стиля – объединение людей для решения педагогических и методических вопросов. Да, нам не хватает доверия и взаимоуважения, но – пора. Член совета директоров Ассоциации дислексии Наталия Свободина в День здоровья детей говорила, что сегодня ни один высочайший специалист не в силах дать сложному ребенку должную поддержку. Чтобы разобраться, как работать с ребенком, которому требуется коррекция, надо смотреть и думать вместе. То есть в одиночку можно сколько угодно ругать неподходящую программу или негодные требования, тогда как решения группы специалистов могут возыметь действие. Тем более что проблемных детей все больше, программы тяжелее, нагрузка увеличивается – многие дети не справляются, падают.
О командном взаимодействии, коллегиальной работе говорили каждый день. О том, что заставить людей сотрудничать невозможно, хотя в учителе должен, по идее, жить инстинкт поддержки другого. О том, что он есть, можно судить по исключительному интересу к «Калейдоскопам педагогических идей» и «Творческим мастерским», которые идут на марафоне каждый день: личный опыт учителей, увлекательные методические находки, авторские проекты и задания собственного сочинения – из рук практиков хватают все.
Конечно, инициатива учителя расцветает в дружелюбной атмосфере, и о том, что она есть не везде, свидетельствовали сетования некоторых участников: так подробно работать мы не можем… И откуда вы время берете? Как ни отвечай, а узел в том, есть доверие к учителю – нет доверия.
О том, как опасна внешняя благостность учителя, говорил ведущий научный сотрудник Института семейного воспитания РАО Алексей Наговицын в День школьного психолога: довольно распространенный феномен: переборщили с потаканием – получили немотивированное отрицание, даже агрессию. Есть такой момент: кто поглаживает – тот слабее. То есть нужна конкретная дистанция и конкретика в отношениях.
Однако опять все дело в мере. С дистанцией-то у нас хорошо с детсада. Там дети закреплены строго за группой, свободные игры и свободная деятельность практически отсутствуют, спортивные снаряды до потолка и все другое интересное запрещено, а хорошо – это сидеть на стульчике. Об этом говорила методист «Школы самоопределения» Лариса Журавлева в День дошкольного образования: «Так удобно управлять, но если нет богатства выборов, возможности вариантов выполнения задания – где развитие, полноценное проживание детства? У детей все через тело и через деятельность, а им не разрешают ничего». Потом они вырастают, становятся педагогами и тоже ничего никому не разрешают. Например, дислексия – неврологическое нарушение, это уже принято ВОЗ. «Таких детей надо учить совершенно по-другому. Но учителя говорят: ерунда, не учит, ленится», – рассказывала Наталия Свободина на Дне здоровья детей и советовала педагогам посмотреть индийский фильм «Звездочки на земле» – он о тонком понимании ребенка.
Быть одухотворенным и в духе стать равным другому человеку, ребенку тоже – об этом говорили на марафоне часто. И старший научный сотрудник «Института теории и истории педагогики» РАО Инна Шустова в День классного руководителя, и методист Ольга Соболева в День дошкольного образования: «Наша задача не дробить мир на предметы и науки, а проникаться их целостным мироощущением, сохранять эту целостность, она никогда не помешает образованию и развитию ребенка».

Практика и самостоятельность

Вообще-то думать — это самая практическая задача и есть. Находить выходы из каких-то ситуаций, придумывать обоснования, привлекая знания и опыт. Обучение не сводится к тому, чтобы что-то втолковать, – оно в том, чтобы ставить перед детьми осмысленные задачи. Не производить на уроке всякую чепуху. Зарисовка с марафона. Аудиторию спрашивают о физическом явлении: «А где это явление встречается?» Ответ: «В ЕГЭ!» (смех в зале).
И сколько лекторов ни выходили к учителям разных предметов, все говорили, что форма экзамена не может застилать суть предмета. И практикующие учителя выступали, и они говорили то же: учу, как учил до ЕГЭ. Но сегодня и это не идеал. Надо учить в деятельностной парадигме, как-то перепрыгнуть через три ступеньки, чтобы было и живо, и по делу: «Если у учителя на уроке все тихо да гладко, то это не учебный процесс, а педагогическое кладбище!» – говорила член-корреспондент РАО Наталья Виноградова в День учителя начальной школы.
Мало кивка ребенка на вопрос «ты понял?», в выполнении им «прочитай, спиши, ответь на вопрос» – надо видеть, как он понял и через что, надо дать ему такое задание, которое его сейчас продвинет; наконец, ребенок должен понимать правила оценки его работы и уметь оценивать себя и других самостоятельно. Об этом в День учителя начальных классов говорила заместитель руководителя ФНМЦ Ольга Федоскина: «Как создать оценочную ситуацию? Например, задание «придумай вопросы к тексту» ее создает. Ведь чтобы придумать задание, надо понимать, что важное и интересное есть в тексте».
А на Дне учителя физики Марина Демидова, председатель Федеральной комиссии разработчиков КИМов ЕГЭ по физике, так и сказала: «ФГОС – революция в оценке качества. Знание и воспроизведение уходят, стандарт проверяет, умеет ли ученик оперировать знаниями при решении познавательных и практических задач. Акцент теперь ставится на качественные задачи, на осмысление».
Но, судя по данным международных исследований, с осмыслением и рассуждением у наших детей не так здорово, как со знанием правил и формул. Директор МЦНМО Иван Ященко на Дне учителя математики говорил: «В практической задаче надо соединить расчет и здравый смысл – с этим у нас плохо. Но, оказывается, сельские дети решают такие задачи лучше». Они более самостоятельные, менее зашоренные? Как бы то ни было, но большой зазор между фактуальным и процессуальным знанием – особенность российских школьников, и это удивляет весь мир: ресурсов много, а применить не умеют.
Кто будет наводить мосты? Судя по событиям на марафоне, большие надежды возлагают на технологию.
«Технология – это ключевой предмет, который интегрирует очень многие направления развития детей и позволяет им вживаться в материальную культуру человечества, – говорил заведующий кафедрой технологии МИОО Павел Якушкин в День учителя начальной школы. – Наше образование дает очень хорошую теоретическую базу. Но оторвано от техногенной оболочки нашей жизни, не дает детям понимания, как и откуда что берется и как все устроено».  
Правду сказать, и в другие дни, не только для педагогов малышей, не только на специальном Дне учителя технологии, было много практически творческих занятий, вплоть до того, что участники формулы инсценировали. И все для чего? Нужна внутренняя свобода, чтобы применить то, что знаешь, и открыть то, что умеешь. Чтобы суметь оказаться в живом процессе.

Прогресс и возвращения

На Дне учителя информатики говорили, что ИКТ наряду с чтением и письмом уже входит в «пучок грамотности», который является базовым для каждого образованного человека (Анатолий Кушниренко, известный автор учебников по информатике), так что пора вернуться к основаниям: алгоритмизации и программированию. А то предмет все больше превращается в освоение общеучебных умений, экзамен по информатике неспецифичен: прорешаешь половину, не успев заметить, что это была информатика. Но в простоте ли дело? С трибуны опять говорили об экзамене онлайн, а учителя с места напоминали: «У нас, как везде на периферии, многие сайты заблокированы, даже образовательные. Сплошные фильтры, скорость интернета ниже 100 кбит/сек. Нам важны локальные версии ресурсов и еще долго нужны будут оффлайн-решения». Ну и как тут пользоваться супер­учебниками серии «Навигатор», о которых нам рассказывали каждый день: мол, по ним ученик сам учится? Это еще одно «узкое» место системы образования: пропасть между реальным и воображаемым состоянием дел.
Между тем у нас новый ФГОС, новый закон – уже стартуем, а дорожки еще не до конца размечены, не разработаны. Ничего. Главное – не упрощаться. А то педагог Татьяна Вишневская в День учителя биологии рассказывала: «Упрощение видов идет. И связано оно с переходом на паразитический и неподвижный образ жизни. Некоторые черви, например, имели предков более сложно устроенных». Но это, будем надеяться, не про нас. Об участниках марафона ведущие говорили:
– Аудитория в теме, подготовленная, разжевывать ничего не надо; разные и интересные люди!
…Марафон продолжается, приходите! Потому что самое главное словами все равно не передать.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Internet TeleVision Advertising & Development». Компания «Internet TeleVision Advertising & Development» предлагает воспользоваться услугами бесплатной программы для перевода Dicter. Онлайн переводчик Dicter позволит в переводить тексты с английского языка на русский и наоборот в один клик. Простой и удобный в использовании гугл переводчик Dicter, поможет Вашему общению с иностранными коллегами и друзьями, и значительно облегчит работу с документацией в Windows-приложениях. Подробнее ознакомиться с программой и бесплатно скачать её на свой компьютер, можно с сайта http://www.dicter.ru/