Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2013
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Юрий Забродин: «Ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей»

Проект стандарта педагогической деятельности обсуждается. Пока одни называют его «набором слов» и требуют «нормального, рабочего», другие готовы отстаивать перед Минтруда педагогические ценности профессии. Юрий Забродин, проректор Московского городского психолого-педагогического университета, член рабочей группы Общественного совета по разработке профессионального стандарта педагогической деятельности, дал интервью «ПС».

– Юрий Михайлович, почему потребовалось вводить профессиональные стандарты педагогической деятельности?

– Вступление в ВТО диктует новые правила работы с персоналом. Профстандарты придут на смену громоздким квалификационным справочникам, должностным инструкциям, которые в эпоху рыночных отношений уже устарели. Профстандарт – это результат трехстороннего соглашения работодателей, профсоюзов и самих работников, необходимый для решения жизненно важных задач в трудовой сфере. Во-первых, он четко устанавливает те функции, которые обязан выполнять работник, и требования к его квалификации. Во-вторых, становится новой базой для формирования систем аттестации, сертификации персонала и оплаты труда. В-третьих, профстандарты, если говорить о конкретной педагогической деятельности, должны быть неразрывно связаны с нормами, регулирующими труд учителя, – со школьными образовательными стандартами и, соответственно, гибко реагировать на изменения в них.

– Пригодился ли вам зарубежный опыт при разработке документа?

– Первые стандарты педагогической деятельности появились в середине 50-х годов в странах Североамериканского континента и в Европе, а в XXI веке они уже введены повсеместно, за исключением России. Везде свои различия и особенности. Например, в Канаде в каждой провинции своя система аттестации и сертификации учителя. И если вы из Квебека, например, переехали в Онтарио, вам придется заново сдавать профессиональный экзамен.  Во Франции система сертификации работника отделена от государства – этим занимаются независимые общественные структуры. В Японии, наоборот, эта система предельно централизована, поскольку учителя являются госслужащими. Наша рабочая группа изучала разные подходы и зарубежные модели, но прямой перенос этого опыта в российские условия, по мнению рабочей группы, невозможен и нецелесообразен.

– На что вы ориентировались, начиная работу над документом?

– Мы старались смотреть в будущее, чтобы прогнозировать, какие требования будут предъявляться к педагогу завтрашнего дня. Если раньше учитель был главным носителем знаний, то сейчас, с развитием IT, информационная функция педагога чем дальше, тем больше будет снижаться. Мы видим на примере введения ФГОСов в начальной школе, какие новые требования предъявляются к учителю: помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым метапредметным компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. Задача современной школы – не только приобщение к знаниям, культуре, но и воспитание гражданина, будущего профессионала, и при этом решение гигантских социальных проблем: коррекция нарушений в поведении, избавление от различных зависимостей, адаптация детей-мигрантов, совместное (инклюзивное) образование. Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей: мигрантами, сиротами, одаренными, инвалидами, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и т.д.

– Вас, разработчиков, часто упрекают в предъявлении завышенных, даже невыполнимых требований к педагогам. Например, для осуществления воспитательной работы учитель должен обладать восемнадцатью различными умениями и навыками, для успешного развития ребенка – двадцатью. Не слишком ли много для одного человека?

– Мы хорошо понимаем, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый директор школы вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности: предметном, воспитательном, работе с одаренными, с трудными, с инвалидами – в зависимости от особенностей своей образовательной организации стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от учителя, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Учитель в данном случае выступает в роли социального терапевта, который обнаруживает проблему и при необходимости направляет пациентов к разным специалистам. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.

– В профстандарте предпринята попытка преодолеть технократический подход к оценке труда педагога и прописаны такие качества, как умение общаться с детьми, признавая их достоинство; умение защищать тех, кого в детском коллективе не принимают; готовность работать с детьми, независимо от их способностей, психического и физического состояния здоровья и даже уважение к различным культурам и языкам учащихся других национальностей. Как вы думаете, почему такие важные гуманные положения не получили должной поддержки со стороны педагогического сообщества?

– Здесь несколько причин. Во-первых, всякая инновация внедряется сложно, даже если ее польза очевидна. Во-вторых, учителя – это самая консервативная (в хорошем смысле) категория профессионалов, и здесь надо экспериментировать с большой осторожностью. В-третьих, мы уже, к большому сожалению, привыкли к традиционным критериям оценки учительского труда (результаты ЕГЭ, количество победителей олимпиад, привычные оценки знаний и др.), какими бы спорными они ни были. А здесь надо перестроиться и начать оценивать деятельность учителя и школы не только по работе с успешными, но и с трудными детьми. Настороженное отношение также вызвано тем, что многие не верят в то, что можно «измерить», «перевести в баллы» такие качества, как уважение к ребенку или умение его защитить. На самом деле такие инструменты и технологии есть, в том числе анкетирование родителей, учащихся. Настоящую проблему я вижу в другом: а именно в том, что в педвузах не учат тем компетенциям, которые прописаны в профессиональном стандарте. Поэтому его введение потребует существенных изменений в системе повышения квалификации и подготовки самих педагогов – в части усиления психолого-педагогических, этических, правовых аспектов, ориентации на повседневную школьную практику. Например, учитель должен уметь дать развернутую характеристику трудного ребенка, уметь обнаруживать и описывать целый спектр зависимостей, которыми страдают современные подростки, – от алкоголизма и наркомании до анорексии и компьютерной «мании». Ну и конечно, нужно вооружить педагога эффективными методами борьбы с этими явлениями.

– Тут возникает сразу несколько вопросов: в каких вузах будут обучать педагогов по новым стандартам – в педагогических, которых остается все меньше, или в классических университетах, к которым их насильственно присоединили? Что будет с учителями и воспитателями ДОУ, не имеющими высшего образования, наличие которого – обязательное требование профстандарта?

– Прежде всего надо предоставить возможность получить высшее образование тем, у кого его нет, за счет курсов и сокращенной вузовской подготовки. Исключение можно сделать для младших воспитателей, вожатых, для которых может быть достаточно среднего педагогического образования. Но в целом профстандарт требует высокого уровня подготовки. Где именно она будет осуществляться – в педвузе или в классическом университете – не так принципиально. Мы полагаем, что такой гибкий подход даст возможность привлечь в школу специалистов из разных отраслей. Нужно посмотреть, чего не хватает для успешной работы в школе выпускникам педвузов и классических университетов. Первым, как правило, недостает предметных знаний, вторым – психолого-педагогической и практической подготовки. Мы должны предложить вариативные образовательные маршруты, позволяющие и тем, и другим повысить свое педагогическое мастерство. Это может быть послевузовская педагогическая интернатура или иные формы, позволяющие осуществить введение молодых в профессию с помощью методистов, психологов, опытных учителей. Также полезно создавать крупные региональные центры переподготовки учителей, стажировочные площадки на базе ведущих школ.

– Как будет строиться дальнейшая работа над профстандартом?

– Все конструктивные замечания и предложения, которые поступят в ходе общественного обсуждения, мы учтем при доработке документа. Окончательный вариант представим в Минтруда России. Но даже после утверждения сразу и повсеместно мы вводить стандарт не собираемся. С 2014 г. предполагается начать процесс постепенной пилотной апробации в отдельных регионах по мере их готовности, что позволит вести мониторинг возникающих трудностей и осуществлять гибкую коррекцию документа с их учетом. Ведь предлагаемый стандарт носит «рамочный» характер, и на его базе могут и должны разрабатываться региональные, а может быть, и школьные варианты. Позитивный опыт апробации будет распространяться через систему повышения квалификации, методические документы и т.д. Это одна линия, а вторая – разработка профстандартов для педагогов-психологов, дефектологов, тьюторов и других специалистов, работающих в системе общего образования и организаций, реализующих программы общего образования (школы-интернаты, детские колонии, техникумы). Кроме того, возможна разработка профстандартов для всех учителей-предметников (пока мы представили два рамочных стандарта – для учителей математики и русского языка) и для руководителей – директоров школы и завучей. Так что профстандарт – это длительная системная работа, которая потребует много времени и сил.

– Часто приходится слышать: а что изменится с введением профстандарта? Станет ли жизнь учителя легче или труднее?

– Конкретные критерии, жестко сформулированные в стандарте, помогают выявить пробелы в образовании учителя и в его компетенциях. И тогда нужно разбираться, какая помощь ему требуется: стажировка, переподготовка, просто временный отдых и только в крайнем случае отстранение от должности. Но это уже другие проблемы, связанные с повышением эффективности в работе всех участников образовательного процесса в меняющейся образовательной среде.

Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ