Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Кушнир Михаил

Школа эпохи гаджетов

В ней техническая инфраструктура позволяет реализовать самые продвинутые педагогические модели

Как известно, негоже вариться в собственном соку, не получая и не обсуждая вестей из большого мира. Сегодня у «ПС» есть возможность восполнить дефицит: московский учитель посетил ежегодную Выставку британского образования и технической подготовки BETT 2013. Что интересно: человек, увлеченный трансформационной технологией обучения (он ведет тематический форум по электронным журналам и дневникам – http://pedsovet.org/forum/forum309.html, его блог – http://medwk.blogspot.ru),  соотносит новейшие технические решения в области образования с педагогическими выводами.

Между футбольным полем и планшетом

Первый раз мне посчастливилось побывать на BETT в 2011 году. В рамках той поездки, кроме собственно посещения выставки, был день визитов в местные школы. Именно от них осталось самое сильное впечатление. Остальное время полностью поглотила выставка. Более того, осталось впечатление, что освоил далеко не все, но больше не смог бы воспринять. Знакомство с Лондоном и его музеями оставалось на вечер, поэтому много интересных мест, посещением которых делились коллеги, мне посмотреть не удалось.
На следующий год поездка не сложилась, хотя желание повторить было. На сей раз желание удалось реализовать: Apple организовала знакомство группы тренеров APD с выставкой и местными школами, успешно применяющими технологии Apple.
Наша программа началась за несколько дней до начала выставки: посетили пару школ и мероприятия Apple.
Школа Honeywood расположена в сельской местности на северо-востоке Лондона. Она встретила нас огромным футбольным полем, которому позавидовали бы многие директора, и не только сельских школ. По полю бегала с мячом толпа мальчишек. В школе несколько зданий и несколько двориков с площадками. Учатся в ней ребята среднего звена. Здание старое, похожее на многие школы.
Сначала директор изложил нам историю школы, а потом ребята провели короткую экскурсию с посещением уроков. Итак, к 2000 году школа была на грани закрытия. Директор пришел в нее в 2002 году. Работа велась по классической модели «доска–парты–опрос». Себя директор позиционировал как человека, который не был успешен в школе и хочет исключить такой сюжет для своих учеников. С его приходом акцент стали делать на широком внедрении проектных задач, переориентации этапов восприятия информации на самостоятельное изучение, а в общении с учителем – на выяснение проблем, решение задач, тестов. Вектор внимания – создание условий для обучения, а не наполнение знаниями. Модель – «перевернутый класс».
Для реализации модели начали привлекать ИТ. На этом пути самым эффективным инструментом оказались сначала Маки, потом iPod, iPad. AppleID для планшетов распределяются школой. Приобретенные школой – бесплатные – приложения дети могут устанавливать самостоятельно. Если родители хотят, они могут со своего личного AppleID приобрести и поставить приложение. В любой момент гаджеты могут собрать и проверить их содержимое. За несколько лет работы ничего сомнительного не находили.
На вопрос, почему не Андроид, директор ответил, что так сложилось исторически – раньше появились.
Несмотря на то, что они стараются максимально использовать бесплатные облачные сервисы, свой сервер в школе тоже есть. И это при том, что скорость канала интернета нас повергла в шок: 100 Мб/с и планируют расширить до 1 Гб/с!

Обмен приветствуется

Посещение уроков было поверхностным, поэтому судить о чем-то сложно, кроме общей обстановки, а это немало.
Планшеты у всех. Ради нас или это в порядке вещей, но все ученики в процессе урока их использовали. Парты в классах группируются по 4 в конфигурации для совместной работы. Интересно наблюдать процесс включения в групповое задание, особенно, когда его дали на одну минуту. Сначала такое впечатление, что ученики просто пережидают. Потом кто-то первый из группы начинает что-то делать. Другие или смотрят по сторонам, или болтают о чем-то постороннем. Но постепенно все группы что-то делают и что-то результирующее выдают.
На занятии наподобие «Окружающего мира» детям показали «презенташку» с молекулярной структурой тела. И тут мне удалось блеснуть тренерской эрудицией: показал ассистенту учителя (возможно, она не ассистент – не уверен) приложение AtomsInMotion для iPad, где это выглядит более эффектно и можно менять параметры. Через мгновение у нашего пацаненка-провожатого оно было на планшете и он начал его осваивать. Ему я тут же показал пару неочевидных возможностей.
По ходу обратил внимание на кабинет труда с инструментами и лабораторию с цифровыми датчиками. Они есть и при деле!
Резюме по школе Honeywood: в настоящее время доля успешно завершающих обучение поднялась с 17–20% до 65%.

Нескучный процесс

Другая школа расположена на юго-востоке Лондона. Школа Bowes – это успешная «началка» с детсадом. Ее сотрудники ведут семинары по повышению квалификации других учителей, причем свои уроки часто уже не дают.
Самое потрясающее в этой школе, что у них нет учебного плана! Его не может быть по логике преподавания у них: план создается на основании пожеланий самих детей. Их спрашивают, что они хотели бы изучить, а потом ломают голову, как в эти пожелания встроить содержание, которое предусмотрено стандартами. На вопрос о трудоемкости такого планирования смеются: непросто, но интересно, а по старинке уже скучно.
Не менее интересна система оценивания. Работа – процесс и/или результат – снимается на смартфон или планшет, к нему пишется устный комментарий учителя и ставится некий балл. Баллы доступны только учителям. Родители могут увидеть медиа-протокол и комментарий. Если нужно подключить к предполагаемым проблемам родителя, учитель просит его прийти и обсудить ситуацию, но баллы остаются для родителя недоступны. Это и есть подлинная ориентация исключительно на реализации пожеланий ребенка и на его личный успех.
Все стены завешаны самыми разными поделками, рисунками и наглядными примерами поведения. В школе 3 сервера и активно используются облака. И мы 100 Мб/с принимаем уже как должное. Обслуживанием ИТ занимаются два человека, но на них простые и расхожие задачи. Для серьезных проблем заключен договор с внешней обслуживающей организацией. Я понял, это наиболее распространенная практика. Детский сад, размещенный по другую сторону школьной площадки и отделенный забором, поверг наших образовательных начальников в шок: у нас такое закрыли бы уже на пороге. Песок на полу, вода, какие-то растения... Со всем этим с упоением играют дети, изредка бросая на нас любопытные взгляды. С ними довольно молодые дяденьки (!) и тетеньки. Самым сложным для восприятия некоторых наших коллег было то, что дверь из комнаты, где играли раздетые дети, была открыта на улицу, где гуляли одетые дети. Оказалось, это сделано было преднамеренно, чтобы дети могли сами решить, как поступить. Некоторые из нас не поленились потрогать воду, которой могли играть дети на улице, – она была холодная. На улице было градусов 5–7 тепла.

Не дело – новые технологии для устаревших методик

Была встреча с директором нестандартной голландской школы. Она активно использует не только «перевернутый класс», но и автоматизированную систему обучения с использованием технологии искусственного интеллекта. Это позволяет оптимизировать индивидуальные образовательные траектории и одновременно проводить валидную оценку достигнутых компетенций. Их каналы в интернете показались нам и вовсе издевательством – 4 Гб/с на 1,5 тыс. учеников. У нас такой объем информации за час – очень приличная скорость.
Посещение ESSA Academy было преду­смотрено в программе, но я уже был там во время другой поездки, поэтому в этот день как раз посетил BETT. Но скажу: ESSA Academy тоже когда-то была провальной школой, но сейчас успешный выход у нее – 93% учеников и очень любопытное современное здание. Директор школы Абдул Чохан (Abdul Chohan) довольно ярко выступал на образовательном саммите, посещение которого было запланировано в нашей программе. Мне очень понравилась мысль директора о том, что неправильно применять ИТ для совершенствования устаревших методик. К таким методикам он отнес фронтальное объяснение у доски. Его рецепт успешного образовательного процесса основан на формировании среды, в которой учиться удобно с помощью ИТ.
Сам учебный процесс максимально учитывает индивидуальные возможности и потребности ученика. Саммит ориентировал на необходимость коренных изменений в организации образовательного процесса, его индивидуализацию, доступность, эффективность, смену подходов и способов оценки. Очень способствуют этим изменениям мобильные гаджеты. Что и показывали представители различных школ и лучшие тренеры.
Опять и опять звучала идея об использовании медиа-инструментов для протоколирования результатов и/или процесса. Постоянно декларировалась необходимость стимулирования к творчеству, самостоятельному освоению знаний, при котором учитель не дает знания, а создает условия и стимулы для их освоения учеником.

Техника в масштабе практики

Только последний день программы я посвятил BETT. Выставка переехала на другой край Лондона в район City. Огромный корпус. Неожиданно для меня вся выставка уместилась в одном помещении. Выставка стала меньше или новое помещение такое огромное? Трудно сказать.
 Все так же много разных систем автоматизации задач управления школой и образовательного процесса. Ищу системы, поддерживающие медиа-оценивание, которое так пропагандировали в школе и на саммите. С трудом нахожу одну.
Много стендов технарей, предлагающих свои услуги школам. Из них меня заинтересовали строители WiFi-сетей для школ. Много самых разных способов их построения. Поскольку это становится предельно актуальным, надо следить за динамикой их развития.
Порадовало большое количество стендов с комплектами для изучения естественных наук и технологий. Хорошо, если культура естественно-научного образования возродится через цифру, т.к. современной наукой назвать то, что изучается в школе, и как изучается, совесть не позволяет...

С мыслью о нашей школе

Да, мы отстаем в развитии принципиально новой системы образования, ориентированной на индивидуальные образовательные траектории на основе личной мотивации ученика и ориентированного на мотивированное обучение учителя. Концептуально и нормативно отстаем. Но не очень сильно, потому что основная масса школ и учителей еще не перестроилась.
В Англии тоже еще сильна традиционная школа со стандартами и жесткой проверкой инспекторов. Тем не менее у них есть возможность создавать нестандартные образовательные модели.
А нам важно понять, что скорость развития обновленной на принципах личной мотивации системы образования, ориентированной на индивидуальные образовательные траектории, несопоставимо выше реакции на обычные управляемые улучшения. Пока мы слушаем причитания типа «это все временно, когда они спохватятся, будет поздно», зарубежные школы массово перейдут на принципы личной мотивации, и тогда нам уже вряд ли удастся их догнать. Тогда поздно будет.