Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Дашковская Ольга

Закон и маленькая тележка

Для поправок в свежепринятый Закон «Об образовании в РФ» создан специальный лист ожидания

В «РИА Новости» состоялась пресс-конференция председателя комитета Госдумы по образованию Александра Дегтярева на тему «Чего ждать от нового закона об образовании?».
Напомним, Закон «Об образовании в Российской Федерации» вступит в силу с 1 сентября 2013 года, но работа над ним продолжается.
Сегодня, в частности, говорили о тревожных настроениях граждан по поводу грядущих изменений.

Разменная карта в политической игре 

Тревога, по мнению Александра Дегтярева, необоснованная, она вызвана мифами вокруг закона, которые создают политические группировки, «стремясь дестабилизировать ситуацию в стране, спровоцировать напряженность, использовать ее в политических целях».
Чтобы прекратить это «мифотворчество», члены профильного комитета Госдумы решили организовать своеобразный ликбез среди населения, издав серию брошюр, адресованных педагогам, школьникам, студентам, родителям, а также журналистам – для объективного и грамотного понимания статей закона.
Александр Дегтярев: «Закон должен стать достоянием не только специалистов, но и всей общественности, издания будут написаны простым, популярным, доступным языком и снабжены иллюстрациями». Депутаты планируют осветить широкий круг тем, включая права и обязанности участников образовательного процесса, основные принципы организации системы образования и другие важные вопросы.
Идея, надо сказать, не новая, если вспомнить, что после первого чтения законопроекта Министерство образования и науки выпустило аналогичные брошюры (их электронная версия была размещена на сайте ведомства), однако большой известности эти произведения не получили, поскольку были написаны официальным языком, выпущены крошечным тиражом – 500 экземпляров. Кто про них знает?
Но, по словам Дегтярева, тираж новой пропагандистской литературы составит несколько миллионов, распространяться она будет бесплатно для пользователей – с тем, чтобы «в каждой школе, в каждой библиотеке, в каждом интеллектуальном центре и на столе у законодателей» она лежала. Планируется и электронная версия книг, их публикация в интернете. Естественно, проект будет исполнен за счет бюджета. Но это, конечно, не «политическая игра».

«Нам он тоже не очень нравится»

Между тем очевидно, что опасения граждан вызваны не столько «мифами», придуманными злобными политическими оппонентами, сколько реальными нормами закона, многие из которых, мягко говоря, не оправдали ожидания значительной части профессионального и родительского сообщества. И в думском комитете, как следовало из выступления Дегтярева, тоже разделяют эти опасения и готовы продолжить работу над целым рядом вопросов.
В их числе – плата студентов за общежития: если, согласно прежнему закону, она не должна была превышать 5% от стипендии, то в новом законе это ограничение снято. Устанавливать стоимость доверено ректорам вузов, то есть решение будет полностью зависеть от человеческого фактора.
По словам Дегтярева, ориентация на прежнюю ограничительную норму тоже не совсем оправданна, поскольку размер стипендии в последние годы вырос (у некоторых студентов он достигает 20 тыс. рублей, включая академическую и социальную составляющую), и 5% от этой суммы – много. Кроме того, стоимость студенческого жилья, по мнению депутата, должна учитывать конкретные условия проживания, а они разные.
Аналогичная ситуация произошла и с родительской платой за детские сады: по старому закону она не должна превышать 20% от реальной стоимости для обычных семей и 10% – для многодетных, по новому закону решение вопроса отдано на откуп учредителю.
«Мы готовы продолжить работу над этими нормами, но прежде нам необходимо достигнуть консенсуса с федеральными и финансовыми органами», – подчеркнул Александр Дегтярев.
Еще одна дискуссионная тема – льготы при поступлении в  вузы для детей-сирот. Если раньше они имели право поступать в вузы вне конкурса, с низкими баллами за ЕГЭ, то по новому закону им предоставляется возможность бесплатно (за счет бюджета) учиться на подготовительном отделении и преимущественное право поступления в вуз при условии успешной сдачи вступительных испытаний. По мнению А.Дегтярева, эта норма (ст. 71) не очень четко определяет обязательства университета перед данной категорией детей, в отличие от других льготных категорий – детей-инвалидов, инвалидов I и II групп – там предусмотрены более четкие гарантии. «Мы разделяем обеспокоенность оппонентов данной проблемой и готовы конкретизировать положение, касающееся детей-сирот», – заверил депутат.

Лист ожидания уже не белый

Для внесения новых поправок и дополнений в закон создан так называемый «лист ожидания». На первом в этом году заседании профильного комитета был утвержден довольно внушительный «Перечень перспективных направлений совершенствования образовательного законодательства». В числе приоритетов: расширение возможностей дополнительного образования для детей и финансирования этой сферы из различных источников; организация медико-психологической по­мощи учащимся (уточнение видов деятельности, источников финансирования, закрепление полномочий); развитие образовательных технологий в области здоровьесбережения; обеспечение безопасности в ОУ; нормативно-правовое регулирование изучения родных языков, а также государственных языков республик РФ.
И это далеко не полный список. По мнению первого зампреда профильного комитета Олега Смолина, «лист ожидания» свидетельствует о том, что «закон принимали наспех, и в него не включили даже то, что соответствовало его концепции». Что правда, ведь как оценить такие решения, как отмена видовой дифференциации образовательных учреждений, отмена запрета на приватизацию в системе образования; нарушение принципа светскости образования (ст. 87).
Однако наличие «листа ожидания» обнадеживает: может быть, дойдет очередь и до исправления этих норм.
Когда? Наверное, нескоро. Ведь в связи с принятием нового закона депутатам предстоит внести изменения в 170 отраслевых законодательных актов – от Бюджетного Кодекса до Закона «О воинской обязанности и военной службе».
В свою очередь Минобрнауки занимается разработкой многочисленных нормативных правовых актов к закону, общественное обсуждение которых в настоящее время ведется на сайте ведомства.
Иными словами, всех точек над «и» принятый закон расставить не сумел.