Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обзор педагогической печати

Как сделать родителей союзниками педагогов? Об этом рассказывается в статье Е.Щербаковой «Момент истины» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 1 за 2013 год). Автор  представляет читателям подход педагогов   школы № 2 поселка Большеречье Омской области, где реализуется проект «Семья и школа: от диалога к парт­нерству» Как видно из названия  проекта, принципиальной для большереченских педагогов является установка на диалог и сотрудничество с семьей. На практике это означает особый стиль взаимодействия с родителями, который ощущается в том числе в содержании рекомендаций, разработанных для  классных руководителей и руководителей школьных служб. Цените время семьи, планируйте собрания продолжительностью не более 40–45 минут. Оставляйте время для ответов на вопросы. Помогайте родителям  самим выйти на верное решение.  Укрепляйте в родителях чувство собственной зрелости и чуткости…
Особое внимание в  рекомендациях уделяется  тому, что ни в коем случае делать нельзя  и что делать необходимо. К примеру, нельзя: упрекать родителей; обещать им больше, чем можно реально сделать; начинать родительское собрание, не сообщив о выполнении решений предыдущего собрания; требовать помощи, участия, не зная, как родители относятся к школе, классу, не зная о возможных родительских инициативах. Необходимо, в частности: все виды планов и программ составлять  с участием родителей, а в определенных случаях – детей; время от времени приглашать для родителей консультантов  по вопросам педагогики и психологии; проводить родительское собрание в интересной форме.

В публикации С.Суматохина «Причины рискованного поведения современных детей и подростков» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 1 за 2013 год) анализируются факторы, влияющие на возникновение у ребят  опасных для здоровья привычек и пристрастий. Автор отмечает, что, по данным исследований, девушки часто объясняют использование психоактивных веществ внешними причинами: желанием соответствовать принятым  в молодежной среде правилам. Юноши  чаще говорят о мотивах, связанных с внутренним состоянием: стремление испытать незнакомые ощущения,  снять напряжение, забыть о неприятностях. Это важно учитывать в профилактической работе со школьниками. Для девушек особое значение имеет развитие способности противостоять  давлению среды (готовность и умение отказаться от предложения, способность различать ситуации, связанные с социальным манипулированием), а для юношей – развитие  навыков саморегуляции (умение анализировать и контролировать свое настроение, умение справляться с негативными эмоциями, сохранять самообладание в конфликтной ситуации).
Желательно также принимать в расчет представления детей и родителей о том, кто должен заниматься просвещением в вопросах, касающихся рискованного поведения. В частности, сферы интимных взаимоотношений. По мнению большинства подростков (60,8%),  о своем половом просвещении и репродуктивном здоровье должны заботиться они сами. Родители (80,3%)   в свою очередь полагают, что именно они должны заниматься половым воспитанием и просвещением подростков, затем врачи (62,9%) и школа (41,7%). Вместе с тем исследования показывают, что родители, как правило, очень неуверенно чувствуют себя в роли просветителей и нуждаются в помощи специалистов для бесед с детьми. Что же касается врачей, то лишь половина опрошенных участковых педиатров считают  половое воспитание детей и подростков своей задачей.

Очевидно, что в современном мире необходимо уметь работать с большими объемами  информации. О способах развития этой способности у школьников идет разговор в статье Г.Мовчан «Формирование у учащихся навыков самоорганизации учебной деятельности» («ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ», № 1 за 2013 год). Автор описывает методы и приемы,  позволяющие научить детей не теряться в информационном «море», превратить текст в небольшой опорный конспект, сформировать навыки самоконтроля и другие умения…  К примеру,  чтобы ребята  учились самостоятельно оценивать свою работу, можно использовать  следующий подход.  Оценку вы­ставляют по сумме баллов, которую ученики набрали в течение всего урока на каждом этапе работы. При этом они знают,  во сколько баллов оценивается всякое успешное действие: правильный ответ на во­прос,  устный счет, самостоятельно составленный вопрос к учебному тексту, приведенный при­мер, решенная задача. Эти баллы каждый ученик выставляет  на полях в тетради, а затем подсчитывает их по определенному алгоритму и по­лучает оценку.