Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ОСТОРОЖНО, ДЕТИ!


Как разрушали патронат.

История одной думской кампании «в защиту детства»

Закон «Димы Яковлева» – последнее по счету звено в цепи, которой приковали «государственных» детей к системе соцзащиты.

Сокращать иностранное усыновление Минобрнауки начало с первой половины 2000-х. А патронатное воспитание, благодаря которому больше 7 тысяч детей нашли новые семьи, депутат Екатерина Лахова со товарищи фактически уничтожили в 2007-м.
Патронатное воспитание – это самая гибкая форма семейного устройства. Специфика патроната – в солидарной ответственности и разграничении полномочий между семьей и детдомом. Родители принимались в штат организации, где «числился» ребенок, на должность воспитателей и отвечали за жизнь и здоровье детей. А сотрудники детдома становились специалистами службы сопровождения семей, которая занималась юридическими вопросами, работала с ребенком и патронатными воспитателями. Как правило, такая профессиональная работа с семьей приводила к тому, что из патронатных семей практически не возвращали детей.
К 2007 году региональные законы о патронате были приняты в 42 субъектах РФ. В некоторых регионах речь зашла уже о том, чтобы полностью упразднить детские дома. Надо было либо вводить патронат на федеральном уровне, либо спасать неэффективную госсистему социальной защиты детства.
Депутат Лахова заявила, что патронат «противоречит федеральному законодательству, создает реальную угрозу правам и интересам детей и не сокращает их числа в сиротских учреждениях».
Ей вторил депутат Павел Крашенинников: «Расщепление прав, обязанностей и ответственности противоречит концепции закона и логике российского законодательства».
Да, проблема была в том, что регионы вводили патронат на свой страх и риск и потому возникали юридические нестыковки. Вместо того чтобы скорректировать федеральное законодательство, депутаты предпочли выжечь все живое на корню.
Принимали поправки в Закон «Об опеке и попечительстве» спешно и подло. Зарубили альтернативный законопроект, разработанный Минобрнауки с учетом регионального опыта, который уже был согласован со всеми ведомствами.
А после того как 1 апреля 2007 года Медведев поручил срочно доработать и принять Закон «Об опеке и попечительстве», исполнительность совсем застила думцам глаза. 9 апреля они приняли поправки во втором чтении, 11 апреля – в третьем. А 16 апреля взял под козырек Совет Федерации.
По доброй традиции закон был принят без экспертного заключения Общественной палаты, а его подготовка велась кулуарно.
По сути, новая редакция закона уничтожила профессиональные организации по семейному устройству, потому что они мешали органам опеки и попечительства принимать волюнтаристские решения в отношении детей.
А службы соцзащиты вновь вернулись к выявлению лиц, «нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства», и подбору граждан, «желающих стать опекунами или попечителями»...