Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №/

Суворов Александр | Воспитание человечности | Газета "Первое сентября" № 2013 год
Первая тетрадь
Политика образования

Суворов Александр

Воспитание человечности

Главные принципы совместной педагогики

Дорогой читатель, эта публикация представляется нам очень важной, так как дает повод подумать о том, что происходит сегодня с «некондиционным» учеником, не обязательно с инвалидом. Уже немало сказано о том, как в пылу бесконечных образовательных сражений пропал из виду ребенок, который есть смысл, суть, содержание педагогической работы. Ребенок стал восприниматься как орудие – успеха, если он сильный; поражения, если слабый. Не подающие надежд раздражают, работать с ними никто не хочет, да и не умеет. Представить только: врач любит лечить здоровых! – и поразиться искривлению. Что же можно сделать? Мы видим ответы в публикуемом материале: своего рода педагогический манифест для тех, кто готов помогать детям расти полноценными людьми. Для людей по профессии учитель. В этом нет и доли пафоса: сам автор, слепоглухой с детства, смог организовать взаимодействие с окружающим миром так, что для него оказались возможными и научное творчество, и педагогическая деятельность – http://avsuvorov.ru/r_pedagogics.html

Понятно, что задача включения в социум стоит с рождения перед каждым из нас независимо от состояния здоровья. Вопрос в том, насколько стратегия включения (инклюзии) адекватна жизненной ситуации конкретного человека. В корне порочна установка на инклюзивное образование инвалида вместо всякого иного. Правильно и грамотно – ставить вопрос об инклюзивном образовании наряду с другими формами образования, в том числе с коррекционным. 
Нельзя лишать ребят доступного – и значит, какого бы то ни было – образования, закрывая коррекционные школы под тем предлогом, что в них ребята-инвалиды пребывают в «резервациях». Но и без включения детей-инвалидов в жизнь относительно здоровых детей и участия здоровых детей в жизни детей-инвалидов обойтись нельзя. Такая взаимная инклюзия возможна при любых формах образования, если педагоги соблюдают принципы совместной педагогики.

1. Принцип взаимной человечности. Это фундаментальный принцип, им определяется весь теоретический и практический контекст работы. Речь идет о принципиальной возможности воспитания человечности – человечностью, а не разговорами, подкрепляемыми насилием. А чтобы воспитывать человека, надо отдавать себе отчет в том, что такое человек, кого именно мы хотим воспитать. Иными словами, это и философская инклюзия совместной педагогики, и практическая педагогика, разнообразная взаимопомощь. Взаимная человечность предполагает и защиту от носителей бесчеловечного, агрессивного, и защита эта бывает по необходимости весьма жесткой. Ребята должны попадать в условия, властно требующие от каждого «быть человеком» прямо сейчас.

2. Принцип взаимной надежности. Ставится акцент на взаимной ответственности, на категорической недопустимости инфляции обещаний, то есть – на взаимном уважении и самоуважении. Дефицит взаимной надежности сразу же сказывается на результативности общего труда. Опять-таки – будь человеком!

3. Принцип взаимной интеграции. Выделен в острой полемике с позицией, согласно которой интеграция инвалидов (и детей, и взрослых) в среду здоровых – это якобы только их, инвалидов, заботы и проблемы. Смогут интегрироваться – ладно, а не смогут – плохо старались. Здоровые якобы не обязаны ничего предпринимать со своей стороны, чтобы облегчить инвалидам интеграцию. Иногда подобное бездушие «объясняется» тем, что здоровые, дескать, «не готовы» принять инвалидов в свою среду. На самом деле – не хотят или не умеют понимать сложности инвалидов. Но без совместно-педагогического процесса и не научатся, и не скорректируют свое нравственное поведение. Речь идет о создании безбарьерной среды, в том числе – устранении межличностных барьеров.

Словом, будь человеком в общении, учись понимать не только себя, осознай, что на самом деле невозможно понять себя, не понимая других.

4. Принцип совместно-разделенной дозированной деятельности. Это конкретный механизм взаимодействия детей между собой и со взрослыми. Речь идет о динамике взаимной активности, о соотношении руководства (в том числе в буквальном смысле, когда умелый учит неумелого, действуя его собственными руками) и самостоятельности, о дозировке руководства по мере нарастания самостоятельности. Алгоритм: от совместного действия – через самостоятельное выполнение отдельных элементов действия, при пока еще совместном выполнении остальных (это и есть совместно-разделенное действие) – к самостоятельному выполнению учеником действия в целом.

Эвальд Васильевич Ильенков считал совместно-разделенную дозированную деятельность всеобщим законом всякого возможного обучения, а Феликс Трофимович Михайлов называл ее всеобщим законом всякого возможного человеческого взаимодействия. Взаимодействуя, мы должны приспосабливаться друг к другу и тем самым соразмерять, дозировать свою активность по отношению к активности партнера, коллеги, сотрудника.

Учась человеческому взаимодействию, ребята тем самым учатся мыслить, учатся видеть собственную меру предмета, по поводу которого взаимодействуют, и сообразовываться с этой мерой. И опять ребенок учится быть человеком, то есть мыслящим существом.

5. Принцип преобладания индивидуальных форм работы над массовыми действами. Во внешкольной работе с детьми традиционно слишком много массовых мероприятий, праздников, в которых участие инвалидов более-менее проблематично. И если мы хотим на деле, а не только в декларациях, осуществлять совместную педагогику, мы должны сделать упор на видах деятельности, по возможности доступных всем ребятам, и инвалидам, и относительно здоровым. Здесь необъятное поле для методического творчества с целью обеспечить взаимное демонстрирование, реализацию и наращивание детьми своего творческого потенциала. Во всяком случае, с массовых праздников акцент должен быть перенесен на кружковую работу и спонтанное совместное занятие каким-либо общим увлекательным делом – вдвоем, втроем, вчетвером.

Главный порок массовой педагогики – упор на развлечения, а не на какую-либо общую работу, действительно кому-то нужную. Если тебе сложно двигаться (а то и вовсе на коляске), или не видишь, или не слышишь, или все это вместе – из массовки в той или иной степени обязательно «выпадешь». Поэтому, если уж пригласили инвалидов, надо помнить об их присутствии, специально к их участию что-то приспосабливать, максимально индивидуализировать работу.

6. Принцип постоянного поиска точного сочетания заботы и самостоятельности. Речь идет о профилактике детского паразитизма, спекуляций на, с одной стороны, своей якобы беспомощности («не могу-у-у-у!»), а с другой – на неумной любви к себе, ведь окружающие всегда готовы сделать все для тебя, за тебя, без тебя. Этот паразитизм возможен у всех детей, но у детей-инвалидов, как и у сирот, его опасность особенно велика – спекуляция на взрослой жалостливости. И если это не учитывать, мы обречены на хроническое отставание отношения взрослого к ребенку от возрастающих возможностей ребенка. Такой конфликт закрывает перспективы роста.

7. Принцип постоянного поиска обходных путей решения проблем. Сам термин «обходные пути» предложен Выготским, и он же приводит примеры таких обходных путей: в обход слепоты – рельефно-точечная письменность, изобретенная французским слепым Луи Брайлем; в обход глухоты – дактильный (пальцевый) алфавит. Всякие технические средства – тоже обходные пути. Но значение принципа куда более универсально: реализация этого принципа обеспечивает личностную самостоятельность, ставит непреодолимый заслон перед попытками манипулировать вашим сознанием, следовательно, обезличивать вас. Чтобы инвалиду остаться самим собой, необходимо постоянно создавать и поддерживать альтернативную систему жизнеобеспечения: не замыкать решение всех своих проблем на каком-то одном, сколь угодно близком и заслуживающем доверия человеке, а решать свои проблемы с помощью разных людей, всегда имея запасной вариант. Иначе невозможно остаться самим собой, состояться в качестве личности, самостоятельного субъекта собственной жизни. Речь и о том, чтобы не стесняться обращаться за помощью к незнакомым людям, как бы подчас ни было сложно.

8. Принцип самоопределения личности. «Чтохочуйскому» самоопределению – что хочу, то и ворочу – противопоставляется взаимоопределение. Сначала по обязанностям, а на их основе – и по правам. Я никого не формирую, кроме самого себя, но и никому не позволю формировать меня без моего ведома и согласия. Это диалог образов жизни.

9. Принцип полной разновозрастности. Разновозрастные детские объединения существуют давно и широко распространены. Взрослые – члены детских коллективов точно так же, как и сами дети, только, может быть, более опытные, ответственные, авторитетные. Требование полной разновозрастности – это требование включения взрослых в детскую жизнь в качестве ее участников, интеграции («инклюзии») взрослых среди детей: я, как вы. И ни в коем случае не позволять себе с детьми того, чего без риска получить отпор не можем позволить себе со взрослыми. Это и есть искреннее уважение человеческого достоинства детей.

10. Принцип самосоревновательности. Против манеры «ставить в пример» одного ребенка другому, спекулировать на детской азартности, формируя взаимную завистливость, комплексы неполноценности и самоуверенность вплоть до наглости. Основой самоутверждения должно быть соревнование с самим собой: сегодня получается то, что не получалось вчера, а завтра получится то, что не получается сегодня. С этой точки зрения можно переосмыслить иерархию видов детской игры: высшая форма – не массовая, а одиночная ролевая игра – фантазирование и предтворчество как основа саморазвития личности.

А «ставить в пример» – это психологическое насилие. За солдафонское тыканье в нос «примером» более удачливых (более здоровых) ребят многие из инвалидов расплачиваются всю жизнь, уклоняясь от самого элементарного (например, от физкультуры, простейших навыков поддержания физического здоровья). На первом месте должны быть личные достижения, а не чьи бы то ни было еще. Превзойти надо стараться себя самого. Тогда и за других научишься радоваться.

11. Принцип диалектического единства прямого общения с уединенным трудом души. Импульсы для саморазвития личности первоначально дает непосредственное общение с окружающими людьми, но как только появляются устойчивые увлечения (ролевой одиночной игрой-фантазированием, чтением, конструированием, музыкой, хоть филателизмом), возникает и уединенный труд души, потребность в уединении для любимого занятия. Уединенный труд души – это и есть основная форма саморазвития личности. Ты сам себе интересный собеседник. Личность углубляется, и тем самым создается содержание для прямого общения с окружающими людьми. Детей надо специально учить уединяться и любить уединение. Тогда их личностный рост будет прежде всего их потребностью, а не проблемой воспитателя. Тогда не нужно будет суетиться по поводу формирования личности извне – вполне достаточно ограничиться ролью помощников, доверенных участников процесса саморазвития, самоформирования ребят.

12. Принцип взаимного доброжелательного сравнения возможностей. Здесь речь идет о необходимости осознания ребенком-инвалидом своей инвалидности, иначе он никогда не станет субъектом самореабилитации, а останется только объектом чьих-то реабилитирующих усилий. Но осознание своей инвалидности ребенок не должен получить как психотравму. Идеальный настрой: «Пусть я не такой, как другие, чего-то не могу по сравнению с другими, но я не один, вокруг меня друзья» – обеспечивает коалиция близких ребенку людей, детей и взрослых. Это важное условие: только тогда ребенок сможет расширять свои возможности за пределы самых смелых представлений о посильном и доступном, превращать слабость в силу, то есть выйти на высший уровень личностной самореабилитации. Глухой не слышит, зато прекрасно рисует и/или выжигает. Слепой не видит, зато хороший певец и музыкант. Слепоглухой не видит и не слышит, зато (автор скромно имеет в виду себя, особенно в условиях детского лагеря) оказывается «ходячей энциклопедией», странным образом способен ответить на любой вопрос.

И каждый ребенок мобилизует свои возможности, когда чувствуeт себя окруженным друзьями.

13. Принцип взаимного обучения. Дети вообще любят учиться друг у друга. В условиях совместно-педагогического процесса здоровые дети должны понять: у ребенка-инвалида можно научиться очень многому. А ребенок-инвалид должен понять, что может научить. Вот и нужно стараться сделать так, чтобы все без исключения дети были друг для друга «авторитетными специалистами» в той или иной области.

14. Наконец, принцип индивидуального личностного Акме (вершины). Сложная, однако посильно сложная, обстановка мобилизует резервы личности, вынуждает ее находиться постоянно на вершине своих сегодняшних, наличных возможностей. И наращивать их. А возможности в ходе саморазвития расширяются, и вершина становится все выше и выше. Сначала это только твоя вершина, твое, пока еще учебное, достижение; но однажды может оказаться, что твоя вершина уже не только твоя, а общечеловеческая.


Сайт Александа СУВОРОВА: http://www.avsuvorov.ru/

TopList