Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗНАНИЯ БЕЗ ШКОЛЬНЫХ ЭТИКЕТОК


Леонтьева Ольга

Образование с олимпийскими возможностями

Сочи–2014 представляет программу для школьников. Присоединяйтесь!

2013-й– последний предолимпийский год. Заканчивается подготовка к зимним XXII Олимпийским и XI Паралимпийским играм. Однако Олимпиада – это не только состязания. Мало кто знает, что в каждой стране, принимающей Игры, проводится специальная образовательная программа. Наша страна не исключение. Оргкомитет Сочи-2014 разработал целую серию материалов, которые помогут преподавателям разных предметов включить темы, посвященные спорту, в свои уроки. А собственные разработки учителя могут прислать на конкурс.
«Учитель Сочи-2014», заключительный этап которого пройдет в этом году. Лучшие материалы будут переданы в Олимпийский комитет России и станут использоваться для развития олимпийского образования. Конкурс 2012 года только что завершился, и сегодня мы рассказываем о присланных на него работах.

Знания

Большинство проектов фокусировалось в основном на информационно-знаниевой составляющей образования школьников.
Классные часы и уроки физической культуры, игры и викторины, внеклассные, общешкольные и городские мероприятия были ориентированы прежде всего на запоминание отдельных фактов истории олимпийского движения и информации об олимпийских ценностях, о принимавших игры городах, о чемпионах, победах и поражениях.
Наряду с этим в конкурсе участвовали уроки, в которых содержание предмета удачно соединялось с темой спорта. Конкурсанты показывали, как, например, используя знание физики, можно рассчитать и спроектировать полет лыжника с трамплина и понять, какую траекторию нужно выбрать, чтобы претендовать на медаль. Были разработаны уроки русского языка, на которых вводилась спортивная лексика, – это поможет грамотно описать любые соревнования; ведь спортивная терминология достаточно сложная, и ею необходимо заниматься отдельно. Несколько уроков географии было посвящено сравнительному анализу климатических и экономических условий в разных странах и видам спорта, которые там развиты.
Учителя иностранных языков оказались на конкурсе самой многочисленной группой после преподавателей физической культуры. Они предлагали различные игры и даже разработали курс одновременного изучения истории олимпийского движения на английском, французском и немецком языках.
 Использование спортивной тематики в этом году на любых предметах школьного цикла будет приветствоваться. Причем не только руководителями и методистами, но и учениками. Дети любят спорт! Смотреть, во всяком случае…

Ценности

Однако знание истории – еще не все. Ведь Олимпийские и Паралимпийские игры – это и особая идеология, несущая идеи сотрудничества, взаимопонимания, толерантности. Именно в этом – главная цель олимпийского образования. С этой целью Игры были возрождены в современном мире чуть больше века назад.
К сожалению, большинство этих ценностей почти утрачено в нашем обществе. Вдумайтесь, например, в понятие «Честная игра», заложенное в основу Олимпийской хартии. Его смысл предельно прост: всегда соревнуйся честно, не унижай и не обманывай соперника. Часто ли мы соблюдаем это правило? Учим ли соблюдать его детей? А как мы относимся к людям с ограниченными возможностями? Может быть, поэтому инклюзивное образование в нашей стране развивается катастрофически медленно, встречаясь с многочисленными преградами? Или наше понимание патриотизма? Почему-то прежде всего оно связано с противопоставлением себя другим странам...
Тем не менее ценности нельзя просто передать от одного к другому, как мячик; их нужно вырастить в человеке, но как это сделать?
В связи с этим хочется подробнее рассказать о двух проектах, которые стартовали в Сочи в минувшем году, тем более что к ним могут присоединиться все желающие.
Проект «Один город – одна страна» организован для изучения культуры и обычаев народов мира. Каждая школа в Сочи изучает страну, которая собирается принять участие в предстоящей Олимпиаде. Во время проведения Игр школьники встретятся со спортсменами из этой страны, постараются создать для них особую домашнюю атмосферу, а для этого необходимо знать и понимать культурные традиции гостей.
Способы работы в проекте были выбраны разные. Школы, изучающие развитые европейские страны, через интернет вышли на их образовательные учреждения и начали дистанционно совместно работать в ряде образовательных проектов. Дети рассказывают друг другу о национальных костюмах и еде, собирают информацию о культуре и спорте. Зарубежные школы с готовностью откликаются на такие предложения. Учебная проектная деятельность приобретает реальный смысл.
Труднее, но, возможно, интереснее идет работа школ, которые исследуют культуру развивающихся стран и стран бывшего СНГ. Сочинская школа, изучающая в рамках проекта историю Казахстана, решила использовать информацию об общем прошлом и сделать реальный, полезный проект. В годы Второй мировой войны Сочи был городом-госпиталем, куда привозили раненых со всех фронтов. Тысячи из них не дожили до победы, в том числе и жители Казахстана, бывшего в те годы одной из советских республик. Раненые, скончавшиеся в Сочи, были там и захоронены, их списки сохранились. Ребята решили найти родственников этих людей и вместе с ними провести траурные мероприятия на месте захоронения. Это – начало совместной работы…
Проект «Мир равных возможностей» поможет и детям, и взрослым иначе посмотреть на Паралимпийское движение и на людей с ограниченными возможностями. Каждая школа здесь также выбирает свои способы работы. В одних проводятся соревнования с участием здоровых детей и ребят, нуждающихся в дополнительной помощи. Ребята быстро перестают замечать физические недостатки, начинают просто дружить и соревноваться. Ни одна школа, организовавшая такие состязания, об этом не пожалела. Другие школы организуют различные мероприятия, эпиграфом к которым служит знаменитая фраза Оскара Уайльда: «Маленький акт доброты стоит больше, чем величайшее намерение».
Положение о конкурсе «Учитель Сочи-2014», который стартует в марте–апреле 2012 года, вы найдете на сайте http://www.sochi2014.com/games/education/teacher/. И пусть в этом соревновании победят ваши ученики, которые научатся состязаться честно, уважать противника, протягивать руку помощи слабому и жить в мире и согласии с другими народами на планете Земля.


PS. С проектами победителей конкурса «Учитель Сочи-2014» можно познакомиться на сайте http://www.sochi2014.com/games/education/teacher/ или в журнале «Спорт в школе», который стал одним из лауреатов данного конкурса.
Методические материалы для разработки и проведения олимпийских уроков вы найдете на сайте http://www.sochi2014.com/games/education/manuals/.


Может пригодиться

Чтобы провести урок или серию занятий, посвященных олимпийскому образованию, есть как минимум два пути.

Первый: учитель разрабатывает контент (как правило, это презентации), пишет планы и проводит задуманное. От педагога потребуется достаточно много времени, знаний, сил: проанализировать информацию по данному вопросу (ее можно взять на сайте оргкомитета), выбрать способ ее подачи детям (лекция, игра, конкурс и т.д.); все спланировать и оформить надлежащим образом. Главное преимущество этого способа в том, что итог (то, что будет представлено для отчета или конкурса) планируется только педагогом, заранее исключены возможные неточности. Основной недостаток – в малой степени включенности детей в подготовительную работу. Следовательно, как бы учитель ни старался, информация будет усвоена лишь небольшой частью ребят и максимум – на 60 %, если в план будет заложена работа в группах и обсуждение.
Второй способ потребует от учителя вложения меньшего количества собственных сил, но большего педагогического мастерства. Можно предложить ученикам самим найти требуемый материал, про­анализировать его и на основе полученной информации провести урок или серию занятий. При этом невозможно заранее предположить, что именно дети подготовят: какие игры, презентации, вопросы. Даже точный план урока будет трудно написать предварительно, ведь в него дети и добытая ими информация обязательно внесут коррективы. Однако именно этот способ принесет пользы гораздо больше, чем первый. Знания станут личностно значимыми для большинства учеников и не только будут получены, но и активно использованы, причем неоднократно. А подготовка к отчету или конкурсу станет заключительным, но не менее важным, чем все остальные, этапом совместной детско-взрослой работы.
Поэтому остановимся подробнее на втором способе, а заодно и на вариантах его воплощения.

1. Постановка задачи. Всему классу или инициативной группе предлагается спланировать урок или мероприятие на данную тему. Цели, которые ставит перед собой педагог, стоит озвучить сразу. Например, сказать, что он предлагает всем вместе посмотреть на историю Олимпийских игр с особой, оригинальной точки зрения, а заодно повторить некоторую тему или подготовиться к проверочной работе. Можно сразу напомнить ребятам о различных формах проведения занятия: игра, дискуссионный клуб, «суд над…» или предложить придумать что-то новое. Результатом этого этапа должны стать примерный план и договоренность о роли каждого участника.
К примеру, планируется провести урок биологии, на котором будут обсуждаться способы увеличения скорости при беге человека, приводиться данные об олимпийских рекордах и сравниваться со способами и скоростью бега в животном мире. Вместе с учениками договорились, что занятие будет проводиться в форме боя команд, каждая из которых готовит для «нападения» вопросы, а «защищаясь», должна отвечать на вопросы противника. 

2. Подготовительный этап. Школьники готовятся к уроку (мероприятию). Но учитель отнюдь не самоустраняется. Его роль – создание системы поддержки каждой группы. Кроме того, он должен показать детям собственную заинтересованность вопросом, найти сведения, которые окажутся для них неожиданными.
В нашем примере учитель готовит свои вопросы, продумывает организацию пауз, которые могут понадобиться, если игра начнет у кого-то вызывать отрицательные эмоции.

3. Проведение занятия. Как ни странно, это самый простой этап для учителя. Такие уроки обычно проходят очень легко, на них всем интересно. Особенно если педагог заранее предусмотрел возможные проблемы и его вопросы, рассказы или игры во время пауз показали: так учиться нравится всем!

4. Анализ работы, подведение итогов, необходимое оформление. Вместе с ребятами вы сможете все оформить очень интересно. Но не это главное. Главное, что этот этап может стать началом новой игры, уже по совершенно другой теме.