Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ОРИЕНТИРЫ


Олейников Алексей

МООК: новый формат онлайн-обучения

Атмосфера университетской аудитории возможна и в интернете

Начиная с прошлого года в ведущих западных вузах всерьез заговорили о новом формате онлайн-обучения. С этой формой обучения университеты экспериментируют с середины 2000-х, оцифровывая лекции, выкладывая фрагменты учебных курсов, тесты, различные тренажеры, в общем, разными способами обкатывая постулаты так называемой «экономики знаний». Именно к ней сегодня движется большинство высокоразвитых стран.

Пионером в этой области выступил Массачусетский технологический институт, который уже выложил в свободный доступ в сети 3,5 тысячи своих курсов – всю учебную программу. Однако это было только начало. Ведь просто выложить в сеть видеолекции, пусть даже уникальные, вовсе не значит, что люди будут по ним учиться. На такой подвиг способны единицы.
Поэтому следующим этапом стали МООК (MOOC) – эта аббревиатура расшифровывается как массивные открытые онлайн-курсы.
Коротко говоря – это попытка перенести в онлайн саму атмосферу университетской аудитории. На кого обращает внимание нормальный студент в первую очередь? Не на лектора даже, а на соседа, потому что тот – ближе. И учеба в любом вузе очень сильно завязана на общение студентов друг с другом, построена на соревновании с одной стороны, на поддержке товарища – с другой. А тысяча людей, смотрящих одну и ту же лекцию, – не аудитория, это просто тысяча разобщенных пользователей, вынужденных справляться с учебным материалом в одиночку.
Но как создать атмосферу университетской аудитории? Рецепт на первый взгляд прост, если не вдаваться в детали. Нужно соединить давно существующий формат социальных сетей – с их легкостью завязывания контактов и самопрезентаций – с уже разработанной системой видеокурсов. И добавить обратную связь с лекторами.

What is MOOCs?

МООК отличается от обычных хранилищ видеолекций. Так как содержание лекций может быть разным, очень важно, как обработан курс и как он подается. Информация поступает короткими порциями: видео разбиты на отрезки 8–12 минут, в которых обязателен стоп-кадр, чтобы студент зафиксировал ключевые понятия. Скорость усвоения материала можно контролировать самостоятельно. К урокам прилагаются дополнительные учебные материалы: диаграммы, графики, таблицы. Обратная связь с преподавателем – по почте или любым другим электронным способом. В конце каждого блока обучения – итоговая работа или тест.
Но в чем коренное отличие МООК от уже ставших привычными онлайн-курсов? Как раз в социальной составляющей. Студенты могут опереться друг на друга, обсудить сложные моменты лекции на интернет-форумах, с помощью видеосвязи или в любом другом формате.
И, наконец, МООК, как правило, бесплатные или условно платные (в отличие от большинства традиционных онлайн-курсов). Некоторые вузы предполагают зарабатывать на тех выпускниках, которые захотят получить реальные сертификаты по почте или сдать очные экзамены по пройденному курсу в университете. Другие реализуют пока модель МООК без коммерческой составляющей, просто в порядке эксперимента.
Надо сказать, что им есть смысл экспериментировать. Судя по первым результатам, рынок онлайн-образования только начинает создаваться. Так, за первый год своей работы проект Coursera (https://www.coursera.org/), который объединяет курсы от 33 элитных университетов США, включая Принстон и университет Колумбии, набрал два миллиона слушателей. На некоммерческий проект Гарвардского университета и Массачусетского технологического института EDX (https://www.edx.org/) записались 370 тысяч студентов. А у компании Udacity (http://www.udacity.com/) 155 тысяч удаленных студентов записались только на один курс «Введение в основы искусственного интеллекта».

Новые возможности –  новые проблемы

Как и у нового формата, у МООК есть проблемы. В основном они проистекают из его преимуществ, а также из свойств человеческой натуры. Например, технически трудно предотвратить списывание. Особенно если вы наладили взаимодействие между студентами (что тоже являлось вашей побочной целью). Кто-то пытается решить эту проблему при помощи хитрых тестов, кто-то, как Udacity и EDX, просто вводит очные экзамены для желающих подтвердить свои знания.
Сеть порождает самонадеянность. Это еще одна проблема. Многие студенты, записавшиеся на курсы, реально не готовы к университетской программе. Подписаться на курс – дело пяти минут, а вот отучиться на нем не так уж просто. Соотношение почти 5:1, как, например, на одном из курсов по машинному обучению в Стэнфорде, где записались 46 тысяч, а сертификаты получили всего 13 тысяч учеников...
Успех любого курса зависит от трех составляющих: качество материала, квалификация учителей и взаимодействие между студентами. Если с первыми двумя вопросов не возникает, то как раз взаимодействие иногда хромает. Почему? Потому что идеология МООК предполагает: доступ к качественному образованию может получить любой житель планеты с ноутбуком, доступом в интернет и средним знанием английского языка. Статистика это подтверждает – около 70% студентов, записывающихся на курсы Coursera или EDX, например, находятся за пределами США.
В этом и заключается проблема – соседями на виртуальной парте могут оказаться пенсионер из Швеции и подросток из Южной Африки, то есть студенты могут быть слишком разными для успешного взаимодействия.

Разные стратегии проектов

Самый востребованный на сегодня проект массивных открытых онлайн-курсов – проект Coursera. Как уже было сказано, в нем принимают участие 33 самых успешных вуза США, обучение в нем бесплатное. Coursera позиционирует себя как портал для обучения и создания образовательных сетей. Студенты создают свои профили, как на Facebook, загружают фотографии, объединяются в группы. Есть встроенный функционал по планированию обучения, календарь встреч «курсерианцев» по всему миру (список из 1400 городов, между прочим).
Как раз практика оффлайновых встреч студентов Coursera позволяет преодолеть ту цифровую пропасть между слушателями, о которой шла речь выше.
Проект Udacity сосредоточился на математике и информатике. Названия курсов имеют гораздо более прикладной характер: «Как сделать блоговую платформу» или «Создание веб-браузера». Главная идея Udacity – это последующее за обучением трудоустройство, что имеет смысл, особенно если ориентироваться на развивающиеся страны, где практические навыки могут быть важнее теоретической подготовки. Курсы Udacity разработаны в сотрудничестве с такими компаниями, как Google и Microsoft. К преподавателям тоже особые требования – здесь ценится не ученая степень, а профессионализм лектора, насколько доходчиво он излагает материал.
К слову о Google. Вдогонку за лидерами эта компания запустила совместно со Стэнфордским университетом проект Class2Go (http://class.stanford.edu/). Главное отличие от конкурентов в том, что Class2Go – платформа с открытым кодом (так что любой может включиться в этот проект и развить его по своему усмотрению), и она нацелена на работу с портативными устройствами – смартфонами, айпадами и так далее.
Еще один лидер нового сегмента образования – некоммерческий проект Гарвардского университета и Массачусетского технологического института EDX  делает ставку на элитарное образование. Около 120 вузов рассматривались как кандидаты на участие в проекте, и пока только университет Беркли, университет Техаса и университет Джорджтауна были допущены в клуб. EDX отличает большое количество онлайн-инструментов для тестирования студентов, упор делается на системное и логичное обучение. Преподаваемые дисциплины – компьютерные науки и электроника.
Какое будущее ждет бесплатное он­лайн-образование? Скорее всего успешное. Недавно ряд британских вузов начал сотрудничество с компанией FutureLearn, разработчиком системы платного дистанционного обучения «Открытый университет». Цель сотрудничества – как раз создание системы МООК по примеру американских коллег.
В США некоторые колледжи уже начинают использовать курсы МООК для тестирования учеников. А многие вузы предоставляют возможность выпускникам курсов МООК сдать (за плату) очные экзамены и получить сертификат. Может быть, через десяток лет уже не будет иметь значения, где и как именно ты получил знания. Главное, чтобы голова варила.

По материалам The New Times