Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Реформу российской системы образования однозначно положительно оценивают всего 3% (!) столичных педагогов, примерно 50% – от­носятся к реформе негативно. Такие данные были получены в ходе исследования «Московский учитель сегодня», проведенного Институтом комплексных исследований образования МГУ им. Ломоносова.
Что же более всего не нравится учителям? Больше всего негативных оценок, как пишут А.Гаспаришвили и О.Крухмалева в статье «Московские учителя и реформа образования» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 4 за 2012 год), было «выставлено» нормативно-подушевому финансированию и ЕГЭ. Многих учителей удручает и увеличение нагрузки: 48% респондентов отметили, что нагрузка значительно возросла. А у значительной части педагогов наиболее негативные переживания связаны с «бумаго­творчеством» и… «класс­ным руководством». И это понятно: новые требования существенно изменили положение и функционал классного руководителя. Сегодня классный руко­водитель и психолог, и администратор, и организатор культурных программ. А еще в обязательном порядке он должен вести электронный журнал в формате своего класса, поддерживать элек­тронную переписку с родителями, оформлять отчет­ную документацию… Некоторые респонденты склонны считать, что классное руководство – это особый вид педагогической деятельности. Однако надбавка за классное руководство при введении новой системы оплаты труда была отнесена к стимулирующей части заработной пла­ты…

Известно, что при решении творческих задач у детей, особенно если они привыкли к репродуктивным форматам обучения, возникают специфические затруднения: ученик теряет интерес к задаче и пытается уйти от ее решения. Но затруднения эти вполне преодолимы, если учитель грамотно организует работу с творческими задачами на уроке. Как именно? Об этом статья К.Гимельфарба «Формирование опыта творческой деятельности у учащихся 6–8 классов» («ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ», № 12 за 2012 год).
Особое внимание автор обращает на важность различения личностных и интеллектуальных трудностей. К личностным относятся: отсутствие соответствующего опыта, низкая мотивация, заниженная или завышенная само­оценка, установка на быстрое решение или ожидание помощи учителя. Интеллектуальные затруднения возникают в случае, ког­да ребенок оказывается не в состоянии осмыслить и пере­осмыслить условие задачи, суть выдвигаемых гипотез, оценить их перспективность и продолжить поиск новых путей решения.
В публикации рассматриваются спосо­бы помощи ученику в преодолении конкретных проблем. Так, при осмыслении причин неудач автор рекомендует познакомить детей с общими эвристическими приемами. Например, прежде чем решать задачу, нужно хорошо проработать ее условие. Полезно представить условие в виде схемы. Надо предложить детям как можно больше вариантов решения, а затем попросить их отобрать наиболее целесообразные. Важно записывать в тетрадь все пришедшие в голову идеи и варианты решений, а затем оценивать не только их достоинства, но и недостатки. Если решение найти не удается, необходимо расширить область поиска идей: искать новые подходы к проблеме. Если задача решена, то все равно не следует останавливаться: вдруг можно найти другое, более оригинальное решение.

Практически каждому педагогу приходилось размышлять над тем, как сделать внеклассное мероприятие и интересным для ребят, и развивающим их способности. Помочь в этом может обращение к такой форме проведения занятия, как устный журнал. Напомним, тема разделяется по журнальному принципу – на рубрики, по каждой из которых ребята (разделившись на группы) готовят какое-то выступление, представление с демонстрацией слайдов, театрализованного диалога или в каком-либо ином формате. На конкретном примере это описано в статье Н.Болдецкой «Про Новый год и Деда Мороза. Устный журнал» («ВСЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ», № 12 за 2012 год). В публикации представлен сценарий новогоднего устного журнала, познакомившись с которым можно не только составить целостное представление об этой форме работы, но и освежить в памяти много интересных фактов о праздновании Нового года в разных странах. Например, что жители Кубы, пока часы бьют двенадцать ударов, съедают двенадцать виноградин – на счастье. Что китайцы в новогоднюю ночь не ложатся спать, чтобы счастье не упустить. Что в Японии большой популярностью пользуется особый амулет – грабли. Каждый японец считает необходимым приобре­сти их, чтобы под Новый год было чем загребать счастье.