Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Одна из самых сложных задач школы – обеспечение педагогической поддержки личностного развития так называемых проблемных детей, то есть детей, у которых возникают серьезные трудности в обучении и в общении с учителями и сверстниками. В решении этой задачи педагогам может помочь особым образом организованный психолого-педагогический консилиум. Ключевые аспекты подготовки к проведению такого консилиума описаны в статье профессора Фаины Кевли «Психолого-педагогический консилиум как творческая мастерская по педагогической поддержке личностного развития ребенка» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 6 за 2012 год).
Фаина Кевля выделяет шесть этапов работы такого консилиума: предпрогнозный, диагностический, прогностический, ресурсный, рефлексивный, результативный. Каждый этап имеет свои цели, которые решаются посредством специфических методов.
Особое внимание автор акцентирует на следующем моменте: если консилиум организован правильно, каждый учитель «вдруг» осознает, что воспринимает ребенка односторонне, прежде всего с позиции своего предмета, математики или истории, а не как целостную, живую, порой очень интересную личность. Включается эффект эвристического и комбинаторного мышления, и возникает многогранный, многоцветный портрет человека, который в разных видах деятельности выглядит по-разному.
В публикации приводятся конкретные случаи из практики, к примеру, история восьмиклассника Вани, которого на неделю исключили из школы за оскорбление классного руководителя, а также за неудовлетворительные отметки по нескольким предметам в первой четверти. Практически все учителя видели причину проблем подростка в педагогической несостоятельности родителей. Однако в ходе консилиума выяснилось, что настоящие причины школьной неспешности в другом: медленный темп работы, низкая техника чтения, особенности памяти и правополушарного мышления. Обостренное чувство собственного достоинства и раздражительность от непонимания привели к постоянным конфликтам с учителями и обострению ситуации. Осознав это, участники консилиума пришли к выводу о необходимости изменений в школьной микросреде. Совместно с учителями они продумали систему мер по активизации возможностей и способностей подростка, усилению его позиции в классном коллективе. В результате Ваня успешно завершил вторую четверть, а затем и учебный год.

В школьном образовании все чаще используются сетевые онлайн-дискуссии. При этом, как правило, практикуется очень простой способ организации работы, когда педагог лишь формулирует выносимый на обсуждение вопрос, а последующие дебаты разворачиваются, так сказать, стихийным образом. Между тем, как отмечает Евгения Буденкова в статье «Онлайн-дискуссии: преимущества и методика проведения» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, № 6 за 2012 год), существуют исследования, которые показывают, что структурированные, то есть организованные по специальному дидактическому сценарию онлайн-дискуссии, на порядок более продуктивны, чем неструктурированные. Автор публикации подробно описывает методы, которые могут быть положены в основание подобных дидактических сценариев (аргументационную модель С.Тоулмина, метода «Конструктивный конфликт» и метода использования репрезентационных структур научно-исследовательских артефактов). В статье также приводится пример конкретного сценария, даются рекомендации по созданию учебных материалов для тематической дискуссии, организации изучения и обсуждения этого материала в парах и группах с последующим обобщением и презентацией групповой работы.
Отметим, что автор дает множество ссылок, ведущих к интернет-ресурсам, на которые учителям стоит обратить внимание в процессе подготовки онлайн-дискуссии. В частности, даются ссылки на систему управления обучением Moodle (она может стать основной платформой для проведения дискуссии) http://docs.moodle.org, сервисы для создания вики-сайтов www.wikia.com, http://www.wikispaces.com, сервисы для размещения презентаций http://slideshare.net, www.zoho.com, сервис для создания ментальных карт www.mind42.com и другие ресурсы.