Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2012
Третья тетрадь
Детный мир

В НАШЕМ КЛАССЕ


Курбатов Рустам

Как моя бабушка замуж выходила

Соберем плоды просвещения с генеалогического древа!

В школе изучают много тем, которые в жизни могут пригодиться, а могут и не пригодиться. Знание математики, физики, химии – скорее всего да. А может – нет.  Понятно, что тема создания семьи, семейных отношений, домостроя понадобится точно. 

Я наметил два вектора: вглубь и вширь.
Вглубь – это во временную глубь. Семья – раньше. У первобытных народов. Семья в традиционной русской культуре, с двумя разветвлениями: крестьянской и дворянской. Лет 200 назад, в пушкинские времена. Семья, к примеру, в традиционном Китае…
Можно было бы также говорить об античности, Средневековье, индейцах Северной Америки… но где взять материалы?
Второй вектор – это семья «сейчас», но у других, не у нас.
Мы живем в Москве, в русскоязычной среде. Но среди нас есть ученики, родители которых – выходцы с Кавказа, татары, украинцы. Можно посмотреть, как все эти вопросы разворачиваются в современности, но в других средах.

Эти странные люди

Начали с «глуби», но это не история. Задача истории – изучение прошлого. Так жили в Древнем Риме, так – в Средние века. Здесь другое. Скорее – знать, как было раньше, чтобы понять, как сейчас.
Предмет изучения не человек другой культуры, не русский крестьянин XIX века и не барышня пушкинской поры. А наша современная жизнь глазами другого человека. В этом смысл того, что мы пытаемся сделать: на нашу привычную обыденность посмотреть глазами другого.
Для чего? Чтобы отстраниться и абстрагироваться от очевидного опыта. Чтобы понять, что наш образ жизни и наши модели поведения не единственно возможные. Для подростков это очень важно. Это выход из телевизионно-гламурного круга, потому что TB и глянцевые журналы создают жесткую, кажется, единственно возможную модель. Какую? Откройте журнал «Космополитен» или его детское приложение «ООрс».
Только так.
Все остальное – странно. Эти странные люди! Нормальный жест нормального ребенка – он покручивает пальцем у виска и говорит: «Это ненормальные». Говорит в адрес любого другого, кто не совпадает с его представлением.

Русский хоровод и сестра крокодилица

О русских крестьянах есть книга М.М.Громыко «Мир русской деревни» – несколько поэтизированное этнографическое исследование. Для подростков там много удивительных историй. 
Девушек в крестьянской среде отдавали замуж лет в 13–14, а юноши женились в 15–16 лет. Шок. Брак у русских в XIX веке – это был скорее сговор или, мягче, договор родителей. Согласие молодых, конечно, спрашивали, но... После этого самые выдержанные кричат: «Это странные люди! Это очень глупо».
Ученики читают про то, как знакомились молодые во времена, когда не было дискотек, о том, что такое «водить хоровод». Узнав, что младшим нельзя было «ходить в хоровод», пока старшую не выдали замуж, девушки не могут сдержать эмоции.
Что меня больше всего зацепило, так это то, что младшей дочери не разрешали участвовать в общем хороводе, пока не выйдет замуж старшая. Извините, но что за ерунда?! Вот если старшая крокодил или ты, предположим, шестая дочь, а пятая всех женихов отвергает, то что, получается, тебе всю жизнь так и сидеть? Мне кажется, что это было несправедливо по отношению к младшим. Даешь свободу и демократию!

Но если серьезно говорить, то мне кажется, сейчас это немного странно слышать, что парень с девушкой фактически могли познакомиться только в хороводе под пристальным наблюдением всей деревни. Сейчас с этим как-то попроще, мягко говоря. Но если вдуматься, то эта привычка «танцев вечером» проходит через все времена. Молодежь всегда стремилась в хоровод ли, на бал ли, на танцы в ЦПКиО или на дискотеку в клуб. Так что, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. И для девушки всегда первый хоровод или первый бал был событием. Даже если вспомнить, как Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» описывает первый бал Наташи Ростовой. Это было настоящее чудо для нее, волшебство. Мне кажется, для девушки, которая первый раз участвовала в хороводе, это было такое же чудо. Ведь какая разница между хороводом и балом? Всего лишь социальный статус. А чудо, как известно, не обращает внимания на такие мелочи. tamara_sereda


Итак, мы неоднократно пережили состояние «антропологического шока». Для детей нет большой разницы – говорим мы о папуасах или российских крестьянах XIX века. И те и другие – странные люди. Не такие, как мы. В этом я вижу почти единственный смысл гуманитарного образования. Разбить свою скорлупу и увидеть, что где-то есть и другие миры.

Семья сегодня и завтра

Мы посмотрели, какой была семья вчера – в XIX веке. Чем же она является сегодня и чем будет завтра? Теперь главным источником знания будут рассказы родителей, дедушек и бабушек о семье вчера и сегодня.
Итак, небольшое социологическое исследование.

Вот его план:

1. Кто принимает решение о свадьбе – это выбор молодых или же это решение родителей? Разумеется, нельзя ставить такой вопрос в лоб. Он формулируется через множество частных мелких вопросов. Когда познакомились родители жениха и невесты? Проходили ли смотрины? Высказывали ли родители какие-то особые соображения по поводу брака? Одобрили ли они это решение или нет? Прислушивались ли к мнению родителей, особенно если оно было отличное от их мнения? Что было, если родители не давали одобрения?
2. Как проходит сама свадьба? Сколько человек было на свадьбе? Где проходила? Какие подарки дарили? Какие обряды совершались на свадьбе? Например, выкуп невесты, посыпание зерном, хлеб и соль, одежда. Все, что касается свадебного ритуала. Чем вопрос мельче, тем интереснее. Самая большая удача, когда на маленький вопрос отвечают целой историей.
3. Финансовая сторона свадьбы. Было ли приданое? В чем оно заключалось? За чей счет делалась свадьба? А может, был калым? Если не было приданого в прямой форме, то какие были подарки? Со стороны родителей (квартира, машина)? Ответные подарки? Дарят ли деньги? Были ли подарки спонтанные, кто что хочет, или по определенному сценарному плану? А может, был подписан брачный договор?
4. После свадьбы. Где живут молодые? Кто меняет фамилию? Эти вопросы вызывают у подростков самый живой интерес. «Традиционная семья» была патрилокальна, и почти в 100% случаев девушка переходила жить к молодому человеку. В Средней Азии до сих пор она почти однозначно идет жить к мужу. У нас бывает по-разному. Как решается вопрос жилья?
5. Кто в семье главный? Распределение обязанностей между супругами, детьми и взрослыми. В традиционной семье существовали явно выраженные «гендерные роли». Что сейчас? Действительно ли хозяйством занимается только мама, а папа никогда не моет посуду? В лоб не спросишь – «кто в доме главный?» Получишь ложкой по лбу (шутка). Будем задавать осторожные вопросы. Если мама и папа спорят, варить гречку или рис, чье мнение побеждает? А если поехать отдыхать? А если купить машину? Отдать ребенка в частную школу? Существует ли в современной семье распределение ролей, или все совершенно перепуталось?

Что можно увидеть в своем генеалогическом древе?

Знакомство с историей семьи зачастую начинается с составления генеалогического древа, цель этой работы – помочь восстановить имена своих родственников и воспитывать любовь к родному пепелищу.
Но попробуем посмотреть на этот рисунок как на исторический источник. Что можно узнать о русскоязычной семье начала XXI в. на основании этого документа? Я сознательно не говорю сразу, по какому плану мы  будем работать, я говорю только о том, на что сами подростки обратили внимание. 
Возвращаясь к генеалогическому древу, надо выделить еще один важный вопрос, который дети не сформулировали сами. Это вопрос – кого мы не рисуем в этом древе?

1. Одна девочка не нарисовала родственников по материнской линии: «Мне же сказали нарисовать генеалогическое дерево семьи», – и назвала свою фамилию. А это папа.
2. Не рисуют линию папы или мамы, если случился развод, то есть считается, что это уже не члены семьи.
3. Почти никогда не рисуют вторую семью папы или мамы. Ну, это совершенно понятно. Сейчас много вторых и третьих браков, и их обычно не считают родственниками. А иногда, наоборот, считают, и это очень интересно.
4. Не рисуют тех людей, которые пропали во время террора, про них ничего не знают.
5. Еще мы не рисуем людей, с которыми семья не поддерживает отношений в результате раскола.

Итак, главные вопросы: кого мы не называем родственниками, не рисуем в своем генеалогическом древе? Кто такие родственники? Где проходит граница семьи? Кого мы не считаем «родом»? Над этими и другими вопросами школьники задумываются, составляя свою родословную.

Нетрадиционная свадьба

Но, несомненно, главными информантами были родители наших учеников. Результатами работы ученики поделились в Живом Журнале. Вот, например, рассказ.

У моих родителей свадьба была нетрадиционная. В отличие от бабушки родители, поняв, что им пора бы уже пожениться, просто пришли в загс и расписались, не устраивали праздников, не пошли в ресторан, не пригласили гостей, на что все родственники обиделись и ничего им не подарили (что, по мнению родителей, было хорошо – они считают, что еще одно столовое серебро и пылесос им не нужны). Они не устраивали выкупов, венчаний и т.п.
А вот моя бабушка – наоборот. У нее соблюдались все традиции, было много гостей и подарков, было белое свадебное платье и огромное количество родственников, которые веселились за счет жениха с невестой.
Узнав, что мои родители собираются провести все по-своему, да еще и не пригласив родных, она очень долго спорила с невестой и пыталась ее переубедить, доказывая, что если ты любишь человека – ты ОБЯЗАН жениться по всем обрядам. courage_cake

Родители давали интервью, правда, не всегда понимая, зачем это надо, и меня смущало, что я вмешиваюсь в личную жизнь, но моя задача – показать, что у родителей и бабушек все было по-другому, причем без явного нравоучения. Очень легко в этой ситуации скатиться до морализаторства и реанимации традиций.
Но, наверное, удалось этого избежать.