Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ВЫРОСТ


Меркулов Филипп

Слагаемые школьного уклада

Вычислить состав учебной атмосферы и определить его дефициты поможет неформальное анкетирование

От уклада жизни школы зависят не только учебные достижения учеников. Лишь в безопасной, комфортной атмосфере ребята учатся цивилизованному общению, уважению к людям, сознанию собственной значимости, умению размышлять над  поступками.
Уклад школьной жизни складывается из нескольких существенных факторов. Оценив их, можно получить представление о том, в какой области уже достигнуты существенные успехи, а над чем еще нужно поработать.
Специально составленная анкета вручается учителям, детям и их родителям. Инструкция по заполнению предельно проста: «В каждом разделе несколько пунктов, которые оцениваются по отдельности по шкале от 1 (слабо выражен) до 3 (сильно развит) баллов». Повторное анкетирование станет показателем динамики развития.

Организация пространства

Насколько школа открыта для посетителей: есть ли возможность сесть, поговорить?
Легко ли, войдя, понять, чем сегодня живет школа, есть ли повседневная деловая информация, сведения о недавних важных событиях, отличившихся людях?
Представлены ли разнообразные работы учеников? Причем за последние дни, а не месяцы.
Есть ли у школы свой собственный внешний облик (символические цвета, эмблема, девиз…), заметный каждому посетителю?
Насколько в школе чисто?

Отношения между учениками

Есть ли ощущение общности между учениками? (Бывает, что ребята находят в школе лишь отдельных друзей или приходят только чтобы отсидеть уроки.)
Много ли в школе подростковых компаний, групп? Взаимодействуют ли они друг с другом? (Или не общаются? Даже враждуют?)
Охотно ли ребята участвуют в школьных событиях? (Или их приходится уговаривать? Принуждать?)
Поддерживают ли «популярные» подростки, спортивные ребята менее общительных, «накачанных»? (Игнорируют аутсайдеров и «слабаков»? Унижают их?)
Насколько ребята в школе чувствуют себя в безопасности? (Или боятся агрессии со стороны ровесников, старших учеников?)
Сознают ли ученики, что у них в школе есть права, возможность влиять на ситуацию?
Сотрудничают ли ученики друг с другом? (Или соперничают?)

Система управления

Есть ли общие цели и ценности, разделяемые всеми членами сообщества?
Есть ли сознание связи существенных событий, принимаемых решений с общей концепцией школы?
Есть ли у педагогов, учеников возможность высказаться и быть услышанными? Возможность участвовать в планировании и принятии решений?
Насколько понятна и знакома каждому система управления, схема распределения функций и ответственности?
Насколько регулярно и конструктивно представители администрации общаются с педагогами и учениками?
Чувствуют ли ученики и учителя себя в школе свободно и непринужденно? (Или они скованны, стараются получить санкцию вышестоящего на любую мелочь?)

Порядок и дисциплина

Есть ли в школе всем известные, принятые совместно законы, которым большинство добровольно подчиняется? Особенно это заметно в поведении учеников: они следуют законам постоянно или приспосабливаются к требованиям, пользуются слабостями отдельного педагога? Вовсе никому не подчиняются?
Останавливают ли ученики друг друга в момент нарушения закона (словесная или физическая агрессия, к примеру)? (Или это делают только педагоги?)
Есть ли привычка к переговорам в критической ситуации? (Главным средством поддержания дисциплины считаются наказания?)

Учебный процесс

Воспринимаются ли образовательные задачи как понятные и достижимые? (Бывает, что учителя и ученики надеются больше на удачу: сильный ученик из хорошей семьи, случайно угаданный ответ на вопрос?..)
Насколько педагоги, ученики уверены в своих силах? Поддерживает ли система оценивания эту уверенность, помогает ли увидеть перспективу? (Или оценки нужны для сравнения учеников, педагогов, наказания нерадивых?)
Оценивается ли только внешний результат или еще и вложенное усилие, индивидуальное продвижение?
Насколько, помимо внешней оценки, приветствуется самооценка, рефлексия достижений и проблем?
Используют ли учителя в школе различные методики, технологии с учетом особенностей учеников?
Есть ли у ребят возможность группового взаимодействия на уроке, в подготовке учебных проектов? Насколько часто педагоги объединяются для работы с возрастной параллелью, осуществления межпредметных проектов?
Насколько ученики чувствуют себя субъектами собственного образования? (Послушно исполняют указания взрослых? Стараются избегать заданий?) То же относится и к педагогам: считают ли они себя авторами программ, курсов? (Или более-менее старательными исполнителями методических указаний?)

Гражданская позиция

Ощущают ли себя ученики, педагоги частью большого сообщества?
Насколько активно школа сотрудничает с родителями, учитывает их мнение, включает их в образовательный процесс?
Насколько часто родители, представители местного сообщества бывают в школе? Приглашают ли их на праздники и важные мероприятия как гостей, равноправных участников? (Или как нежелательных посетителей? Строгих контролеров?)
Помогает ли школа ученикам приобрести позитивный опыт взаимодействия с окружающим миром? Поощряет ли детей к участию в волонтерских проектах?


Комментарий к анкете

Возможность выбора

Если по результатам анкеты, по вашим собственным наблюдениям атмосфера в школе пока не самая благоприятная, причем по всем параметрам, начать стоит с создания условий, позволяющих ребенку совершать различные выборы как на занятиях, так и во внеурочном пространстве. Накапливая опыт принятия самостоятельных решений, дети учатся сотрудничать, брать на себя ответственность.
Предоставлять им возможность выбора вовсе не значит постоянно спрашивать: хочешь или нет?
Настоящий выбор – это веер вариантов поведения, которые мы готовы принять от ученика. Рамки допустимого ясно очерчены. Но достаточно просторны для индивидуального решения.
Очевидно, малыши чаще меняют предпочтения, подробнее обсуждают свои планы со взрослыми. Постепенно ситуация усложняется. Подростки способны предвидеть отдаленные последствия поступков, им важнее «разбор полетов» постфактум. «В следующий раз стоит учесть…»

Отношения между учениками

Главная проблема в школе – отношения между учениками? Возможно, стоит пересмотреть календарь праздников, номинации ежегодных награждений. Отмечены только отличники и победители спортивных состязаний – одна система ценностей. Есть традиция публично благодарить самых доброжелательных и отзывчивых, самых активных участников общественной жизни – чуть иной взгляд на человека.
Школьные традиции – свидетельство общей жизни, ценной для членов коллектива. Всякая традиция начинается с какого-то случайного события, которое захотелось повторить. Осталось увидеть будущую замечательную традицию в череде сегодняшних мелочей.
Если после уроков дети не сразу разбегаются по домам, им хочется задержаться в школе, поболтать, поиграть, закончить важные и интересные дела, значит, с микроклиматом в коллективе все в порядке.

Порядок и дисциплина

Во многих школах довольно строгая дисциплина. О ней заботятся педагоги, ее одобряют родители. А вот с порядком, законами дело обстоит гораздо хуже. В чем же разница? Дисциплина строится на безоговорочном подчинении старшим по званию и строгих наказаниях.
Порядок строится на личной ответственности, личном решении. Значит, особенно на первых порах, нужно максимально поощрять не послушание (как обычно бывает), а инициативу, проявление личного интереса.
Порядок строится на соблюдении совместных договоренностей, правил. Значит, придется выработать эти правила. В каждом классе они будут свои. Но процесс создания «кодекса» всегда один и тот же.
Начнется обсуждение с простого вопроса: что мы имеем право делать в классе, в школе, а что – нет? Что нам поможет учиться, мирно жить друг с другом, а что помешает? О чем надо договориться, чтобы избежать повторения конкретной неприятной ситуации?
Три основных требования к кодексу педагог озвучит сразу: безопасность, уважение к другим и ответственность. А затем поможет точно сформулировать детские пожелания.
Правил должно быть больше не запретительных, как часто бывает, а разрешительных. В любом случае – очень понятных, коротких (5–7 слов, не более) и легко исполнимых. Лучше записать: «хочешь сказать свое слово – подними руку», чем «не кричи без разрешения». Или «выключи мобильный телефон перед началом урока», а не «нельзя пользоваться мобильным на уроке».
10 правил – максимум для кодекса жизни класса.
Опыт обсуждения и соблюдения правил жизни в классе поможет впоследствии создать правила жизни целой школы, конституцию, выражаясь высокопарно. В сущности, сама необходимость этого общего свода законов осознается, только если законы класса действительно помогли организовать мирное сосуществование группы.
Чтобы оставаться жизнеспособными и актуальными, правила должны обновляться периодически. Дети взрослеют, появляются новички, меняются условия. В классе процесс корректировки законодательства организовать проще, чем в целой школе. Однако это нужно делать раз в два-три года как минимум с переизданием сборника и его торжественным вручением каждому гражданину школы, от первоклассника до директора и родителей.
Хороший способ проверить, царит ли в школе порядок или дисциплина, прислушаться, на что чаще ссылаются учителя и ученики: «Я же вам сказал(а)/ Он(а) так говорил(а)» или «У нас есть такое правило…».

Учебный процесс

Помимо результатов анкеты есть еще один надежный показатель благополучия на учебном фронте – уровень тишины. Абсолютная тишина, как и постоянный шум, тревожные признаки. Живой рабочий процесс сопровождается негромкими разговорами, шелестом страниц, скрипом стульев (ученики перемещаются, объединяются в группы). Дети, отдыхая после разумной работы, смеются, болтают, шумят, но не вопят истерично. Бегают, устраивают шуточные потасовки, но никто не носится, не глядя по сторонам, врезаясь в двери, нет настоящих драк, выломанных дверей… Беззвучный урок, как и буйная перемена, повод присмотреться, есть ли у ребят на уроке возможность выбирать форму, режим работы, участвовать в обсуждении критериев оценивания…