Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

В одной из своих книг психолог Лев Выготский высказал мысль о том, что «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все течет». Какова же динамика ценностных ориентаций современных подростков? Один из ответов дан в исследовании Института социологии РАО, результаты которого представлены в статье В.Собкина, А.Буреломовой и М.Смысловой «Идеалы российского подростка» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 8 за 2012 год).
Как отмечают авторы, к наиболее значимым личностным качествам человека ученики 5–9 классов относят те, «которые необходимы для успешного социального взаимодействия: доброту, честность, уважение к другим, понимание другого, чувство юмора...».
Если распределить эти, самые важные для подростков, личностные характеристики по тематическим блокам, то на первой позиции (по числу выборов) будут стоять моральные качества: доброта, честность, преданность. На второй позиции – качества, относящиеся к сфере толерантности: тактичность, уважение к другим. Затем – когнитивные: ум, эрудированность, сообразительность и лидерские качества – популярность, успешность.
При этом чем старше становятся подростки, тем больше дифференцируются в их сознании моральные характеристики. Девятиклассники оценивают поведение другого не столько по шкале «добрый – злой», сколько по шкале «честный – лживый», «искренний – лицемерный», «преданный – вероломный». С течением времени меняется и отношение к качествам «когнитивного блока». Так, «хорошая успеваемость» важна для 5–7-классников, а в 8 и 9 классах она как значимая личностная характеристика вообще не отмечается. В то же время увеличивается ценность эрудированности, а к 9 классу заметную роль начинает играть креативность.
Особое внимание авторы акцентируют на следующей тенденции: с возрастом существенно растет доля тех, кто оценивают свое ближайшее окружение критически, негативно. «Нет людей, с которых хотелось бы брать пример» – в 5 классе так считают 4,2% учеников, а в 9 – 13,9%. Явный сдвиг в этом направлении происходит на рубеже 6 и 7 классов (4,8 и 8,7% соответственно). Заметно снижается также и значимость учителей (7,8% – в 6 классе; 3,9% – в 7).

По наблюдениям специалистов в последние годы растет число детей с диграфией и дислексией. Определенные недостатки произношения (что является предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии) имеются примерно у 17–20% (!) учеников первых-вторых классов. Вместе с тем, многие нарушения в развитии детей при благоприятных условиях обучения и воспитания можно скорректировать. Об организации этой работы в школе рассказывается в статье Т.Золотовой «Модель коррекционно-развивающей работы для формирования учебной мотивации у младших школьников с речевыми нарушениями» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 10 за 2012 год). Автор подчеркивает, что основной мотивацией у таких детей является творческая мотивация, а значит, и задания для них необходимо подбирать творческого характера. При этом начинать следует с тех, которые ребята легко могут выполнить совместно с учителем, а затем постепенно усложнять задачи, расширяя пространство самостоятельной деятельности школьников.
В статье дается множество рекомендаций касательно того, как строить коррекционно-развивающую работу с учетом специфических личностных особенностей детей с нарушениями в развитии. Известно, например, что многие ребята, имеющие трудности в овладении письмом, к началу обучения в школе обнаруживают устойчивую леворукость. В работе с ними надо учитывать, что левши при постижении нового больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные), поэтому им требуется опора на рисунок, натуральный объект или какое-либо другое вспомогательное средство.
Важно принимать во внимание также, что левши более робки чем праворукие, для них обычно трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Они более склонны к индивидуальной работе, в которой можно проявить собственную инициативу и интуицию. Левши медлительны, у них есть трудности с быстрым переключением внимания, но они обладают богатым воображением и фантазией.