Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Каждому учителю приходится задумываться над тем, как повысить учебную активность школьников.  К сожалению, задачу эту в полной мере  решить зачастую   не удается, и  в классе возникает существенный разрыв между  успешными и отстающими учениками. По мнению специалистов, проблема тут не только в различии природных способностей детей, но и в том,  что при организации учебного процесса учителя игнорируют психологические законы усвоения нового знания. В частности,  что глубокое усвоение знаний предполагает прохождение определенного ряда этапов – припоминание, восприятие, осозна­ние, осмысление, запоминание, примене­ние, обобщение.  Как пишет И. Литвинская в статье «Организованный диалог учащихся как средство включенности каждого на уроке» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 5 за 2012 год), в наших школах укоренилась практика, когда отдельные важные стадии образовательного процесса либо пропускаются,  либо смешиваются. Так, многие педагоги  недооценивают значимость этапа припоминания,  необходимого  ученику для успешного освоения нового материала. Между тем важно  дать каждому ребенку возможность с помощью об­разов,  примеров правил вспомнить уже известную информацию, кото­рая поможет ему воспринять, скажем, введение в новую тему, а затем осмыслить услышанное. Причем эта возможность должна быть дана ребенку независимо от того, хорошо или плохо он учится.  Во время этапа  актуализации знаний должна действовать так называемая презумпция дидактичес­кой невиновности. И  педагоги, соединяющие работу по припоминанию с проверкой домашнего задания, например,  допускают грубую ошибку.

Еще одна серьезная проблема состоит в том, что большинство детей в ходе типичного учебного занятия говорят крайне мало. Между тем в психологии известно: активная речь учеников (обращенная к другим людям и к самому себе) имеет колоссальное значение для развития мышления. Кроме того, активная речь ученика – необходимое условие для выработки базовых учебных навыков и умений.
Эти проблемы, на взгляд автора, тесно связаны с тем, что в наших школах по- прежнему доминирует  упрощенная схема организации урока, когда от фронтальных форм работы  учитель сразу переходит к заданиям, которые предлагается выполнять индивидуально (иными словами: от пассивной комму­никации к индивидуальным действиям).  

По мнению автора, выправить ситуацию можно за счет реализации возможностей парного и группового обучения. Конкретные примеры использования этих ресурсов рассматриваются  во второй части статьи.


Как сделать работу классного руководителя с родителями более продуктивной? Этому вопросу посвящена статья  Л. Хайруллиной «Родительские собрания. Новые формы взаимодействия» («ВСЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ», № 6 за 2012 год). Автор  активно использует нетрадиционные формы работы, которые помогают педагогу преодолеть проблему снижения  интереса родителей к участию в делах школы. Так, в публикации рассказывается об опыте  проведения родительских собраний в формате студийного занятия, о практике организации родительских чтений,  вечеров, описываются конкретные приемы и упражнения.  Вот, к примеру, описание упражнения «Здравствуйте», которое помогает создать благоприятную атмосферу и настроить родителей на открытый разговор. Перед началом  собрания все находятся в кругу, классный руково­дитель предлагает участникам продолжить фразу: «Здравствуйте. После прошлого собрания я...» (начинает упражнение сам классный руководитель). Следующее собрание можно начать фразой: «Здрав­ствуйте. После прошлого собрания я поняла, что...» – и так далее, заменяя одно слово «…я почувствовала  (решила, осознала...)».
В публикации приводится много конкретных практических рекомендаций. В частности  автор обращает внимание на то, что родительское собрание – это возможность продемонстрировать достигнутые ребенком успехи. Поэтому «разговор должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных уси­лий, соответствующей познавательной и нравствен­ной мотивации ребят. К родительскому собранию, – пишет Л. Хайруллина, – я готовлю выставку работ учащихся, их достижений, и не только в учебе. Мультимедийная презентация с фотографиями по­могает родителям увидеть их детей в различных видах деятельности».