Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Новые учителя: союз ради развития

Стать автором собственного профессионального развития во взаимодействии с другими – что это значит?

П  риятно видеть учителей перед началом учебного года: веселые, загорелые, энергичные. Они собираются на августовские встречи, и это не только обязательные школьные совещания, но и последние в это лето поездки стажировочного характера – в другую школу, в другой регион на турнир или на фестиваль.
Факт: накоплено и собрано уже столько опыта, что приходится не гоняться за ним, а учиться его отбирать.
И еще примета: идет актуализация неформального безлидерского взаимообразования…

Стандарт побуждает учителя к обучению, и это в ситуации обострения противоречия «тесты/творчество»! ЕГЭ никто не отменял, загадкой для многих остаются «школы понимания», «школы ценностной педагогики» и прочие многажды похваленные. Как же они работают в сегодняшних условиях? Что-то здесь не так…
Увы, в паруса подозрительности ветер уже не дует. Ньюсмейкером педагогики все больше становится ребенок, а не чиновник, и многие учителя интуитивно меняют вектор. Учатся по собственной инициативе, в Сети, а в область основных интересов включают освоение диалоговых практик самообразования. Потому что Сеть все меньше представляется транспортером, на котором к нам подъезжают новые знания (в том числе и методические), а все больше – пространством, в котором можно что-то создавать вместе с другими и в самом этом процессе – обретать совершенствование.
Стать автором собственного профессионального развития во взаимодействии с другими – что это значит? Отказаться от штампов? Быть критически настроенным? Самое лучшее объяснение, конечно, пример.


Разговор с педагогом из Южно-Сахалинска Иваном Травкиным

– Откройте интернет, и вы научитесь, чему захотите. Рисовать. Плести фенечки. Говорить на любом языке. Причем вариантов «как», «у кого» будет предостаточно, выбирайте по себе. И тут оказывается, что 1) мы мало чего хотим; 2) плохо знаем, какой способ и тип обучения нам больше подходит. И все разговоры о том, что высокие технологии заменят педагога, что психологические знания и исследования – вчерашний день образования, попросту несостоятельны. Я стал педагогом, потому что ядро личности должно быть сформировано, а это исключительно ручная работа.

– Я вижу, что учителя очень робко ведут себя в соцсетях. То есть материал просматривают тысячи, а комментариев один-два. Эта позиция закоренелого наблюдателя – она что? Страх открыться, неуверенность в себе или то самое «некритическое мышление»?

– Всегда в любом деле активность людей можно представить в виде экспоненты наоборот: вверху мало, а хвост внизу очень большой. Но это неправда, что педагоги расположились именно в хвосте, вы, наверное, просто места не знаете. Я занимаюсь теорией и практикой обучения «равный к равному» и уверяю вас, что между учителями возникают потрясающие проекты, в том числе международные. Даже открытия делаются.

– И куда надо смотреть?

– Всюду, где развивается дистанционное обучение, тут, например: http://edugalaxy.intel.ru. Я состою в сообществе http://www.elearningpro.ru/, мой сайт – http://funofteaching.tumblr.com/. За тем, как идет образовательная деятельность в общении педагогов, можно посмотреть у меня здесь: http://www.facebook.com/ivan.travkin/app_slideshare.

– Тогда спрошу у вас как у специалиста: что делает совместный дистанционный проект эффективным для участников? Понятно же: кто-то учит, кто-то учится, значит, есть авторитет, значит, оценка, зависимость то есть…

– Новизна ситуации в том, что идет обмен ресурсами, это взаимообогащающая деятельность. Значит, каждый должен быть готов открывать в другом и быть открытым. Такое обучение я назвал «равногоика», то есть уже на этапе проектирования общих действий закладывается зона ближайшего развития каждого, идет целенаправленная работа в ней с помощью другого человека, которому это делать интересно и важно.

– Это новая модель обучения, созданная под диктатом ИКТ, или новая педагогическая философия?

– Пока можно сказать, что новая область педагогики, посвященная организации и оптимизации учебной деятельности в рамках модели «равный к равному». Да, она опосредована информационно-коммуникационными технологиями, но в основе – большая проблема: самостоятельные действия человека в Сети и запрос на подходящее учебное сообщество.

– Хотя столько народу сейчас занимается всякого рода индивидуализацией, «индивидуальными образовательными траекториями»…

– Пора начать говорить о персонализации образования. Что такое «индивидуальный»? Психологический термин, обозначающий особенные признаки, отличающие индивида от других. Я не против психологии, но помимо особенного в человеке есть всеобщее, мы как-то от него отодвинулись в последнее время. Персональное обучение – это не учет кем-то чьих-то способностей, а именно авторское отношение к своему образованию.

– То есть вот у меня во френдленте люди, которых мне интересно читать, никаких ненужных постов я не получаю – это вот моя персональная сеть.

– Вы отчасти правильно начали представлять модель: ненасильственные предпочтения, осознаваемая польза для себя, но еще – продуктивное взаимодействие обучающего характера. Вот этому – сценариям использования социальных инструментов в обучении и созданию собственной персональной учебной сети – надо учить.

– Американская учительница, их «Учитель года 2012», недавно рассказала нашим педагогам: в конце урока она просит учеников написать 140 слов о произошедшем – в формате твиттера. Способ кратко сформулировать главное и ощутить себя чего-то достигшим человеком.

– Если класс – группа в настоящем твиттере, все сразу могут увидеть тексты друг друга. Сетевой подход помогает думать, действовать вместе. Но он требует пересмотра того, как мы учим, как сами учимся и как лично мы приходим к знанию.