Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Куценко Елена

ФГОС: краткий толковый словарь понятий с уточняющими вопросами к составителю словаря

Образование. Образовательная среда

Сегодня мы продолжаем чтение толкового словаря понятий, встречающихся во ФГОСах. Предметом беседы с автором, Дмитрием Ивановым, ведущим научным сотрудником Педагогической академии последипломного образования, станут понятия «образование» и «образовательная среда».
Начало разговора в «ПС» № 4.
Напоминаем, что трактовка обсуждаемых понятий – это не высеченные в граните и утвержденные формулировки, а личная позиция автора. Приглашение к разговору и размышлению. Вы можете соглашаться с высказанным мнением, сомневаться, спорить, искать свои пути понимания. 

Образование

Говоря «образование», я имею в виду процесс и результат индивидуального освоения человеком какой-либо культурной традиции. Это сложившаяся система средств, которая позволяет взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности, реализовать себя и быть успешным в данном обществе.

Вопрос к автору: слово «образование» по традиции несет положительную окраску. Но реализовать свое «Я» и быть успешным можно в очень разном окружении. Подросток, активно осваивающий традиции субкультуры панков или готов, получает образование?

Д.И. Думаю, что в этом случае образования не получается. Процесс образования человека задерживается на игровой стадии. Поскольку любая субкультура – это ролевая игра в панков, готов, хоббитов... Вследствие этого не выполняется ни один из основных признаков образованности. Подросток, находящийся в контексте субкультуры, лишен возможности не только успешно социализироваться в обществе, но и узнать самого себя, стать самим собой. Образование – это процесс вхождения человека в социальную реальность, определение там своего места (еще и социальный лифт), а участие в подобных игровых субкультурах – это, напротив, уход сначала от себя, а вследствие этого – и от социальной реальности.

Образованию можно придать смысл поиска, движения и определения образа своего «Я». Причем образ порождается средствами, ассимилированными из той или иной культуры. Человек начинает понимать, осознавать себя, свое «Я», свои способности через ту деятельность, которая у него начинает получаться, в которой он может стать мастером, профессионалом.

Вопрос к автору: если говорить о школьных реалиях, то, исходя из сказанного, можно предположить, что собственно образование зарождается к концу средней школы: в это время старший подросток начинает соотносить свои учебные занятия с будущим профессионализмом. А малыши только нащупывают свое отношение к культурным средствам: читать люблю, а считать нет.

Д.И. В принципе да. Только нащупывать должны учителя, понимая, что у разных людей разные способности и требовать от всех все в одинаковой высокой степени бессмысленно. Процесс образования основывается именно на способностях. Что в способностях представлено в большей степени, то и нужно поддерживать, создавать для этого развивающую среду.

Не всякая культура поможет каждому человеку образоваться (определить свой образ) и «стать тем, что он есть» или найти «свойственное ему совершенство». По-видимому, лишь та, которая соответствует его индивидуальности, его «Я».

Вопрос к автору: здесь, наверное, нужно уточнить – в статье «Культура» вы поясняете, что понимаете под культурой систему способов, с помощью которых человек взаимодействует с миром. Если мы согласимся с такой позицией, то окажется, что каждый из нас существует в какой-то культурной традиции, думаю, и не в одной. Например, можно сказать о себе: я придерживаюсь ценностей европейской культуры (а не восточной или латино­американской). Или так: естественно-научная или математическая культурная традиция мне не близки – для понимания мира я использую другой язык. Одним словом, принадлежность к культуре проявляется в способах познания, манере поведения, системе правил, которых придерживается человек. В контексте школьного обучения это как может выражаться?

Д.И. Наверное, имеет смысл говорить о введении в культурную традицию тех наук, которые представляют учебные предметы: математическую, филологическую, историческую или, другими словами, введение в мир тех способов мышления и деятельности (например, способов работы с числом), при помощи которых только и возможно получение тех или иных знаний.

Именно знакомство человека с определенной культурой может стать мощным импульсом к развитию его способностей. Культура заставляет проснуться то, что пока лишь дремлет в человеке. Каждая культура может стать толчком к развитию тех индивидуальных свойств, которые именно в ней могут быть максимально реализованы. В этом смысле образование – это уникальный сплав индивидуальности человека и присвоенной им культуры.

Подобная встреча может произойти при помощи учителя или другого человека, носителя определенной культуры. Поэтому очевидно, что образование происходит не только в школе, но и в семье (при определенных условиях), и в других сообществах.

Более того, в образовательных учреждениях, как правило, образование как целенаправленный процесс как раз и не происходит. Для учеников практически не представлена культура, результаты которой (знания) пытаются передавать учащимся. И ученик не включен в реальность той культуры, к освоению которой он имеет способности.

Вопрос к автору: как же не включен? Задачи по физике решает, диктанты пишет, опыты наблюдает... Во что же он тогда включен?

Д.И. В культуру традиционного классно-урочного массового образования советского типа, характерного для индустриальной экономики развитого социализма. Уклад жизни в школах принципиально не изменился с советских времен. Школа – учреждение, учитель – начальник, ребенок – подчиненный, со всеми вытекающими последствиями.

Все школьники прекрасно понимают писаные и неписаные правила, касающиеся власти-подчинения (кто кому подчиняется и на каких условиях), правила поведения в школе, знают, как правильно общаться с теми или иными учителями, чтобы иметь хорошие оценки.

Вопрос к автору: то есть школа дает образование в основном в области воспроизводства собственной социальной матрицы?

Д.И. Именно так!

Оказываясь в роли учителей, бывшие ученики воспроизводят формы преподавания, принятые в школах. Возможно, культура вообще не может быть освоена, ассимилирована, если человек не включен в нее, то есть не производит действий, соответствующих данной культуре.

Образовательная среда

Понятие «образовательная среда» с необходимостью включает в себя понятие «развивающая среда» и, как справедливо отмечает В.А.Ясвин, «…выступает как родовое для понятий типа “школьная среда”, “семейная среда”» (Экспертиза школьной образовательной среды). То есть и семейная, и школьная среда могут быть конкретными типами образовательной среды. В то же время необходимо учитывать, что среда становится для человека образовательной, когда она способствует его образованию. Поэтому одна и та же среда для одних станет образовательной, в то время как для других будет просто школьной или семейной средой, не включающей в себя момент образования.

Вопрос к автору: хотелось бы уточнить: образовательная шире развивающей, если «включает в себя»? То есть какой-то сегмент школьной, например, среды может способствовать образованию, но не развитию? Как это может выглядеть на примере?

Д.И. На мой взгляд, развитие человека может осуществляться лишь в образовательной среде, т.е. образовательная среда способствует развитию человека, его способностей. На моем примере это выглядело так. С начальной школы я был троечником и двоечником по всем предметам, связанным с точными и не очень точными науками (арифметика, математика, физика, химия, русский язык, английский язык). Вся моя математика остановилась на уровне таблицы умножения и вычисления в столбик. Там, где мог что-то вызубрить, как-то еще выплывал. Но я вспоминаю, как во втором классе наша учительница задала классу вопрос: что такое наука – и я один из всех попытался ответить. По-видимому, способности, связанные с понятийным мышлением (пониманием, толкованием, смыслообразованием, образованием понятий), у меня были всегда, но они не развивались – не было соответствующих задач, работ и деятельности, а следовательно, я и не мог знать об их существовании. Лишь когда я попал в сообщество людей, где эта мыслительная работа была ведущей (уже после окончания двух факультетов МГУ, где я не стал ни геологом, ни психологом), я смог развить свои способности. И на их основе овладел соответствующими приемами мышления, которыми и зарабатываю себе на хлеб, став методологом, аналитиком образования.

Не во всякой среде для конкретного человека осуществляется процесс его образования. Содержание понятия «образование» позволяет выделить по крайней мере три основных признака образовательной среды. Во-первых, представлена та или иная культурная традиция. Во-вторых, именно она влияет на развитие именно у этого человека определенных способностей, освоение им конкретных компетенций (умений) и присвоение им конкретных ценностей. В-третьих, это такая среда, в которой человек имеет возможность выбирать и пробовать осуществлять разные деятельности (действия, мыследействия) и нарабатывать определенные компетентности (умения). Отсюда можно сделать вывод, что только сам человек с позиции ретроспективной, рефлексивной оценки своего образования может сказать, какая среда (или ситуация) выполнила функцию его образования, то есть была для него образовательной.

Вопрос к автору: чтобы понять, вернемся к ситуации из разговора об образовании. Практически каждый ученик присваивает «школьную культуру» в отличие от лингвистической или исторической. Она окружает ребенка одиннадцать лет подряд, навешивает на него ценности и умения «хорошего ученика», поскольку он практикуется в этом изо дня в день. Но в этом случае получается, что способности к такого рода деятельности есть у всех детей, если они усваивают традиции школьной культуры?

Д.И. Способность действовать по образцу есть у всех людей. Мы все знаем ситуации, когда инженеры или научные сотрудники приходили преподавать в школы. Они не заканчивали педагогические вузы. Тем не менее в принципе делали то же, что и профессиональные учителя. Вот только деятельностью в точном смысле слова это назвать нельзя. Как раз к педагогической деятельности они в большинстве случаев и не способны.

Однако интересный вопрос: «Почему учащиеся усваивают «школьную культуру» и не осваивают, к примеру, культуру лингвистического анализа или исторической реконструкции?» Вы уже ответили на этот вопрос: в «школьной культуре» они практикуются изо дня в день, а в другой культуре, например связанной с историческим исследованием, никогда, как, впрочем, и в других видах продуктивной культуросообразной деятельности или работы.