Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2012
Первая тетрадь
Политика образования

БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ


Дашковская Ольга

Одаренных объявили в розыск

Несмотря на жесткую критику оппонентов, Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов утверждена

Напомним, что «ПС» писало о двух предложенных концепциях работы с одаренными: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201200302. Разница есть. Начнем с того, что авторы официальных (одобренных) документов предпочли остаться неизвестными для широкой аудитории, а имена ученых РАО и педагогов, разработавших Колмогоровский проект, известны всем. В основе непринятой концепции лежит реальный опыт успешно действующих лицеев, гимназий, специализированных интернатов для одаренных детей при вузах. Тогда как другая сторона смысл работы с одаренными детьми видит в выявлении юных талантов, несмотря на то что в настоящее время такие методики и тесты отсутствуют, о чем свидетельствуют специалисты-психологи. Тем не менее Колмогоровский проект выключили из игры. 

Что дальше?

В марте тема дискутировалась в Общественной палате, и наибольшее отторжение в документе вызвал тезис о выделении грантов за выявление и поддержку одаренных детей, что может привести в проект нечистых на руку людей. Также многих насторожило и то, что в концепции основной упор делается на массовую школу, которая не имеет ресурсов для работы с любыми особенными детьми, тогда как уже накопленный в стране опыт по работе с одаренными детьми в специально созданных условиях игнорируется. В результате концепция была существенно переработана и утверждена. Теперь дело за разработкой комплекса мер по ее реализации.

Мы разговариваем со специалистами, принимавшими участие в доработке концепции: «Что для вас значит факт утверждения концепции и какие вы видите перспективы дальнейшей работы в русле этой стратегии?»

Александр Ковальджи, заместитель директора по науке лицея «Вторая школа», один из разработчиков Колмогоровского проекта:

– Начну с того, что нас не устраивает. Главный тезис, против которого мы боролись – повсеместное выявление одаренных детей, – так и остался в тексте. Это самая большая опасность, потому что выявление предполагает некую методику, а надежных методик не существует. Кроме того, талантливых детей не надо выявлять, надо создавать среду для их развития, предоставлять право выбора. А так – «вешают ярлычок» и ждут достижений. Опасным считаю тезис о формировании национального реестра именных стипендий, премий, грантов для одаренных детей и молодежи. Это приведет к погоне за грантами и выжиманию соков из детей, которые проявили какие-то способности. Аморально возлагать на ребенка ответственность за материальное благополучие взрослых.
Другая сомнительная мысль: «Формирование ответственности профессионального сообщества за результаты педагогической деятельности» – какая ответственность без свободы и полномочий? Так не бывает. Учителю должно быть предоставлено больше свободы, тогда у него будут лучше результаты.
Но что же все-таки удалось? В документе были усилены пункты о том, что у нас накоплен богатый опыт работы с одаренными детьми: в системе дополнительного и общего образования, в специальных школах, лицеях и гимназиях. Иными словами, авторы концепции дают сигнал о том, что следует развивать и поддерживать то, что уже хорошо себя зарекомендовало. Это правильно: «Формировать необходимую для развития способностей среду». Таланты хорошо выявляются там, где есть условия развития, а не там, где выдают гранты.
Согласен и с тезисом о необходимости совершенствовать нормативно-правовую базу, поскольку сегодня она носит удушающий характер: специальные школы вынуждены открывать платные курсы по подготовке к ЕГЭ, чтобы свести концы с концами.
Важна и мысль об организации общественного и профессионального контроля в работе с одаренными детьми, поскольку это обеспечит обратную связь и сгладит недостатки государственной политики в сфере образования. К сожалению, этот пункт плохо прописан. Мы говорили о том, чтобы все документы в образовании проходили общественно-профессиональную экспертизу.
Хорошее, но невнятное дополнение – «оптимизация форм отчетности и порядка регламентации педагогической работы». Хотя конкретно речь шла о замене текущего контроля контролем по результатам.
В итоге получился эклектичный документ, включающий как вредные, так и правильные тезисы, причем многие из них нечетко сформулированы. Нам необходимо принять участие в разработке плана мероприятий, чтобы попытаться нейтрализовать недостатки концепции.

Иван Ященко, директор Московского центра непрерывного математического образования, проректор Московского института открытого образования, организатор многих олимпиад для школьников:

– Сразу хочу внести ясность: я не являюсь автором этой концепции, но позитивно оцениваю факт ее принятия. Главная мысль документа – поддержка «точек роста», лучших учителей и школ. В то же время очень важно, чтобы государство не привнесло элементы бюрократии в эту тонкую, деликатную область, которая держится на энтузиастах, на неформальных и зачастую нестандартных методиках и решениях.

Вторая опасность: некоторые положения концепции скорее всего так и останутся благими пожеланиями. С моей точки зрения, работа с одаренными детьми только в том случае окажется успешной, если имеется хорошая база в начальной школе, связь с наукой и обществом, если отлажена система передачи инновационного опыта. И конечно, очень многое будет зависеть от финансирования. Часто из-за отсутствия средств дети не могут приехать на заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников, те же, кому удалось добраться (иногда за деньги родителей), вынуждены жить в плохих условиях, в пионерских лагерях, далеко за городом. Поэтому бюджетные ассигнования на эти цели, предусмотренные концепцией, надеемся, будут использоваться открыто и прозрачно. Важен даже не их объем, а механизм распределения.

Александр Абрамов, член-корреспондент РАО, один из авторов Колмогоровского проекта:

– Дискуссия между сторонниками и оппонентами концепции завершилась, в результате нынешний вариант куда лучше первого. Но текст документа весьма далек от совершенства. Он написан скучным бюрократическим языком, который резко контрастирует с первой фразой: «Каждый человек талантлив». Не каждый. С этим главным идеологическим тезисом документа я и мои коллеги не можем согласиться. Дети все разные, талантов не так уж много, и реалистичная задача – направить усилия на то, чтобы помочь каждому учащемуся выбрать те формы деятельности, в которых он достиг бы наилучших результатов. Утопичность концепции и в том, что она охватывает разные возрастные категории – от детей до молодежи – и разные сферы деятельности (искусство, спорт, наука и техника). Никаких ресурсов человечества не хватит для того, чтобы реализовать столь разнообразные задачи. Иными словами, концепция обо всем сразу, а значит, ни о чем. В ней не содержится никаких обязательств, она не ориентирована на конкретную деятельность. И это крупная методологическая ошибка. Ее можно было бы исправить при составлении плана мероприятий, но план разрабатывается сегодня за закрытыми дверями.

Игорь Рубанов, математик, педагог, методист, организатор первого в России Центра дополнительного образования одаренных школьников в городе Кирове и таких соревнований, как «Русский медвежонок», «Уральский турнир юных математиков», «Кубок памяти А.Н.Колмогорова», «Олимпиада им. Леонарда Эйлера»:

– В нынешнем виде концепция дает неплохую основу для дальнейшей работы, хотя ее неизбежные краткость и сжатость порождают различные толкования, а значит, опасения. Теперь все зависит от того, насколько весомой будет роль профессионалов – педагогов и наставников одаренных детей, сообществ – на этапе разработки и исполнения соответствующих конкретных планов. Насколько умно, долго, последовательно и упорно будет проводиться эта работа (дьявол, как известно, скрывается в подробностях). Но самый важный вопрос – чтобы государство, вкладывая средства в поддержку одаренных детей, параллельно создало условия для их будущей профессиональной самореализации в России. Ответ на него относится к сфере уже не образования, а политики.