Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ТУПИКИ УПРАВЛЕНИЯ


Кожурина Людмила

НСОТ, да не тот

Похоже, результаты внедрения новых систем оплаты труда значительно отличаются от запланированных

Новой системе оплаты труда в школах и ее влиянию на работу учителей посвящено в последние годы немало исследований, и ни для кого не новость: поведение учителей после введения НСОТ – это не та реакция, которой ждали разработчики от введения экономических стимулов. Итак, просматривая исследования за последние годы, что мы видим?

Дает ли НСОТ учителю возможность заработать?

Хотели, чтобы доходы учителей росли за счет повышения качества работы. И нагородили целый огород критериев качества. В результате суммарный доход повысился, но, во-первых, вовсе не у тех, кого люди называют «хорошим учителем», а прежде всего у тех, кто понял новые правила и переключился на те виды деятельности, которые легко измеримы и приносят быстрые бонусы. Выступить на конкурсе, опубликоваться, получить сертификат. Во-вторых, при ближайшем рассмотрении увидели, что доход по-прежнему зависит от нагрузки, а не от интересности и полезности внеурочных занятий с детьми. Переключить учителя с урочной на внеурочную деятельность, как мечталось, пока не получилось.
А получилось ровно наоборот: учитель переключился на написание отчетов, что логично: НСОТ требует писать о своих достижениях ежемесячно и подробно. Хотя, по здравому смыслу, мало что может подрасти за двадцать рабочих дней.

Стимулирует ли нововведение учителей к лучшей работе, а школы – к саморефлексии?

Исследованиями доказано: учителя, которые привыкли работать качественно, так и работают невзирая на системы оплаты. Когда они получают стимулирующие, видят в них признание (премию), а не стимул. А гонка за доходами наблюдается у незначительной части учителей.
Школы же в основном не воспринимают НСОТ как призыв к самостоятельным действиям, а просто копируют методики. Думали, они обрадуются – вот счастье-то: свободные руки для выстраивания критериев качества в своей школе. Нет, в школах почему-то применяются системы оценки, которые устроены очень просто.
Почему педагоги не клюют на НСОТ? Сначала думали: плохо организовано внедрение. Потом решили: не азартные у нас люди учителя, средний-то возраст – 46 лет.
Некоторые специалисты решили даже посмотреть, на какие тяжкие пойдут учителя, чтобы подзаработать. Казалось очевидным, что начнут завышать оценки, тогда взялись сравнивать внутренние результаты детей с внешними – но нет, ничего такого. А кто-то решил проэкспертировать школы на предмет выбранных критериев, может, они того, необоснованные. И опять ничего. Критериев где 30, где 60, где ученики участвуют в оценке учителя, где нет, где есть взаимооценка, где нет, а суть одна: только четвертая часть коллектива, которая стимулируется, претензий к НСОТ не имеет.
То есть никаких ощутимых подвижек эта реформа пока не дала. Результатов – нет. Ни мужчин, ни молодых перспективных учителей в школах не прибавилось ни на процент.
И вот недавно прозвучало последнее слово экономической мысли: основной фактор дифференциации педагогов и их доходов – межрегиональная дифференциация. Приплыли, как говорится.

Немного рынка в чистой воде

И все-таки мы, переговорив с несколькими директорами школ, нашли один значимый эффект НСОТ: процедура распределения стимулирующих значительно усилила позиции руководителя школы. Актуальнейший вопрос – «а кто у нас директор»? Вот бы на чем сосредоточиться.

Рассказывает хороший честный директор:

– Именно сейчас, когда от региона требуют доведения зарплат до средней по экономике, школе кидают несколько десятков тысяч для покрытия зазора – есть такое специальное Положение. Это деньги, которые держу в руках я. И я говорю неинициативному учителю, мимо которого проходят все надбавки: «Я могу заплатить вам больше, но не за исполнение, а за идею, которую вы продумаете и с ребятами осуществите». И вот этот стимул по-настоящему работает. Человек оживает, ему все понятно, устный контракт на двоих его более чем устраивает. В чем и особенность этих денег: кому ни прибавь, не промахнешься: цель в том, чтобы средняя оказалась, какой надо. А мне надо, чтобы этот учитель приободрился, глядишь – во вкус войдет».

…Ну хоть в какой-то момент всех и всяческих обсуждений результатов НСОТ экономисты могут довольно прищуриться: немного рынка в школе все же случилось. Правда, не там, где искали...