Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Как развить у детей способность самостоятельно оценивать свои учебные возможности? Об этом рассказывается в статье Натальи Галеевой «Как помочь ученику стать успешным?» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 2 за 2012 год). В публикации представлены методические разработки для выстраивания учебного процесса таким образом, чтобы школьники учились самостоятельно оценивать уровень владения основными общеучебными навыками и умениями. В статье приводится множество практических советов, описываются конкретные задания.
Для самодиагностики автор рекомендует пользоваться «шкалой», включающей в себя три уровня. Оптимальный уровень разви­тия навыка или умения – я делаю это настолько легко, что практиче­ски не задумываюсь при его вы­полнении. Достаточный уровень – я иногда ошибаюсь, но с по­мощью знающего человека поль­зуюсь этим навыком достаточно успешно. Недостаточный уровень – я практически избегаю ис­пользовать этот навык .
Но как быть, если ученик начнет колебаться, например, между «оптимально» и «достаточно»? В этом случае следует предложить ему честно ответить самому себе – можно ли выполнить этот тип за­дания лучше, быстрее, с меньшим количеством промежуточных ошибок, чем это делает он? Если ответ «да», то, значит, ресурсы для саморазвития есть и мы пока оцениваем уровень как «достаточный». Ес­ли же ученик говорит сам себе «да, я делаю иногда ошибки и работаю над этими заданиями медленнее, чем другие, но я считаю, что для меня это – оптимально», то выбор последнего варианта означает, что ребенок по тем или иным причинам пока не мотиви­рован на деятельность по самораз­витию конкретного навыка.

В русской педагогической мысли всегда особое внимание обращалось на эмоциональную сферу жизни ребенка. О важности развития и сохранения этой сферы писали многие известные русские педагоги: Николай Пирогов, Василий Водово­зов, Лев Толстой, Петр Лесгафт, Алексей Острогорский. Как же видели они роль учителя в воспитании чувств учеников? Что советовали? От чего предостерегали? На эти вопросы отвечает публикация С.Курносовой «Вопросы развития эмоциональной сферы учащихся в отечественной педагогике» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 3 за 2012 год).

При чтении статьи сразу возникает ощущение актуальности высказанных много лет назад суждений. К примеру, призыв Петра Лесгафта сохранять детскую впечатлительность: «Утраченная привычка рассуждать над своими впечатления­ми и действиями приводит к тому, что ребенок не может самостоятельно изменять свои действия: только по­вторяет то, что знает, слышал, вычи­тал из книги». А вот слова Николая Пирогова: «Наставни­ки глубоко ошибаются, применяя к ребенку слова и понятия, взятые из жизни взрослых. Чтобы судить о ребенке справедли­во и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим пе­реселиться в его духовный мир… Если прежде времени забрать у ребенка калейдоскоп, че­рез который дитя смотрит на все окружающее, нарушить своими действиями эту фантастическую иг­ру, то можно опасно рано пробудить у ребенка чувство недовольства “своим”».

Очередной номер журнала «НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (№ 3 за 2012 год) посвящен летнему отдыху детей. В журнале много практико-ориентированных статей, которые помогут справиться с самыми разнообразными проблемами организации жизни в летних лагерях, экспедициях и походах: С.Панченко, А.Юриков, «План деятельности летнего лагеря: что полезно учесть при его разработке»; А.Маслов, «Методическая азбука: подсказки вожатому»; А.Подобин, «Массовые мероприятия: организация и проведение»...

Особо хотелось бы выделить публикацию Е.Пятакова «Романтика непослушания. Что делать с ней вожатому?». Автор анализирует проблему, с которой сталкивались почти все взрослые при организации детского отдыха: как убедить ребят не нарушать правила поведения в лагере? При этом Е.Пятаков акцентирует внимание на нюансах, которые следует учесть в беседе с подростками. Например, многие ребята убеждены, что большинство опасных ситуаций развивается постепенно, долго, а значит, мало-мальски умный человек (к которым каждый причисляет себя) сможет легко заметить приближение опасности и вовремя сделать шаг назад.