Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2012
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Куценко Елена

Сопровождать ребенка на пути освоения мира...

... нужно так, чтобы он шел на шаг впереди

Еще так недавно, говоря о мировоззрении подрастающего человека, принято было использовать чугунную формулировку «необходимо формировать». Сейчас, к счастью, отношение меняется, и все больше педагогов понимают: нельзя вложить в сознание ребенка ту картину мира, какую захотим. Зато мы можем быть внимательными, доброжелательными и бережными проводниками на пути освоения и узнавания мира. Что нужно учитывать, перестраивая таким образом педагогическую практику? Об этом говорилось на Международной научно-практической конференции «Формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение», которая состоялась в начале февраля на базе кафедры методологии образования факультета педагогики начального и специального образования Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского.

В этой миссии сопровождения важны все взрослые, окружающие ребенка. Первые представления о себе самом, о человеческих отношениях в микро- и макросоциуме складываются в семье. У современных детей, считает кандидат педагогических наук Анна Бояринцева, эта картина искажена. Поэтому необходимо терпеливо выращивать будущих пап и мам, для которых будут важны ценности дома и семьи.
То, что убеждения родителей и картина мира ребенка связаны, доказывает исследование доктора педагогических наук Екатерины Александровой. Она выделяет несколько возможных субкультурных направленностей семьи: открытую, компромиссную, самодостаточную, ломающую и закрытую. Взгляды ребенка совпадают с ценностями семьи, в которой он вырос, в 67% случаев, резкого расхождения не отмечено ни разу. Интересно, что влияние это не одностороннее: 15% семей признали, что на них повлияла субкультурная направленность детей. Дети же только в 45% случаев признали влияние родителей, 39% – отметили влияние сверстников, 16% – значимого взрослого.
Чем старше становится ребенок, тем больше пространств дают ему пищу для складывания той ежеминутно меняющейся и расширяющейся мозаики – картины мира. Говоря о вкладе школы в становление мировоззрения ученика, принято перечислять все улучшающиеся условия. Однако доктор психологических наук Витольд Ясвин напомнил, что среда должна быть не только насыщенной, но и... живой: «Необходимо анализировать не только условия, но и возможности. Может быть плохо оборудованный, но всегда открытый спортивный зал. А можно туда поставить новое оборудование, сделать хорошее покрытие и закрыть на ключ, чтобы не портили. Условия созданы, а возможности закрыты».
Пример такой плодотворной среды продемонстрировали участникам конференции педагоги школы № 56 Саратова, где практически все ученики вовлечены в клубное пространство и проектную деятельность с первого класса. Чего стоит для ребенка, живущего на окраине областного города, одна возможность свободно говорить на английском, французском, немецком и ездить по обмену в страны Европы.
Вообще все, что находится за рамками базового образования, помогает расширить представление о мире, спроектировать свою будущую жизнь. Об этом говорил главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО Виктор Голованов: «При помощи дополнительного образования ребенок делает свою жизнь и образование полными. Дополнительное – то, что он берет сам и дополняет. Так мы создаем педагогически целесообразную занятость детей».
О чем бы ни говорили участники конференции – об основах экологического образования или о поддержке инокультурного ребенка в школе, о синдроме затянувшегося взросления или о воспитательной практике Януша Корчака, – все сходились на том, что мы должны стараться понять, что происходит с ребенком, и открывать ему максимальное количество окон в мир.