Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

О.В.Хухлаева, М.Ю.Чибисова
Работа психолога в многонациональной школе
М.: Форум, 2011

Школа, учебный класс становятся многокультурным, многоэтническим сообществом. Для России это довольно новая ситуация, другие страны столкнулись с ней намного раньше. С обзора опыта Канады, США, Германии и начинают авторы. Впрочем, любой опыт необходимо переосмысливать и приспосабливать к местным реалиям. И при этом очень хорошо понимать, какие характерные черты, какие ценности представителей разных культур разнятся настолько, что могут стать точками напряжения. Авторы приводят четыре измерения, в параметрах которых культуры могут быть сходны или различны: дистанция власти, индивидуализм, маскулинность, избегание неопределенности. Понимание этих факторов поможет психологу распознать причины возможных конфликтов.
Установив причины, психолог может выстраивать эффективные стратегии, направленные на формирование культуры мира, профилактику ксенофобии. Авторы приводят классификацию методов работы с детьми (ролевые, психогимнастические, коммуникативные игры, релаксационные задания), снабдив описанием, в каких условиях какая форма предпочтительнее.
Специальные разделы посвящены работе с инокультурными родителями – что едва ли ни сложнее взаимодействия с детьми – и педагогами, которые работают в многонациональных классах. В приложении собраны авторские методические разработки семинаров.

Р.И.Курбатов
Школа в стиле экшн
СПб.: Образовательные проекты, 2011

«24 марта. Больше всего учителей в школе раздражает ложь. Эти планирования – ложь очевидная, ложь по определению». «15 декабря. Мы всегда учились для государства. Для советского, для российского... Ну хоть немножко бы для человека». Подзаголовок книжки сообщает: «Дневник директора частной школы». Действительно дневник, записи взяты из ЖЖ автора. И все они о необычной школе, в которой все устроено так, чтобы учиться было трудно, но не скучно. Это возможно, если не стараться сделать учебу отдельной от жизни и стремлений каждого нормального ребенка к удовольствию, любознательности, новизне. Одним словом, в стиле экшн.
«Мышление начинается с удивления, непонимания... Уроков как уроков нет. Большая часть времени – это самостоятельная работа. В группах и индивидуальная. Группы образуются по взаимному согласию... Ученик перестает быть исполнителем. Он начинает думать о том, что он делает. Он приходит в сознание».
А вот о священном институте домашнего задания: «Объявив мораторий на обязательное домашнее задание, мы всегда готовы загрузить, завалить учеников работой: не жестко обязательной, интересной, неожиданной и добровольной».
Как соединить удовольствие и учебу: «Больше всего дети на уроках истории любят смотреть фильмы – пусть смотрят. А мы постараемся извлечь из этого пользу». И дальше на несколько страниц о пользе, извлеченной из удовольствия, – об умении составлять план и рассказывать по нему, об искусстве задавать вопросы, вести дискуссию и работать в группе.
И еще о языке, которым мы выражаем свои мысли. О том, как привить детям вкус к этому занятию, чтобы они с упоением писали свои тексты, и о нечеловеческом языке учебников по педагогике, отчетов и планов. Об игре, разговорах на уроке, отметках. Об отметках очень подробно: их нет, но есть маршрутный лист. Он никого психологически не травмирует, а наоборот, каждый намечает себе задания и отмечает: выполнено. В качестве примера – маршрутный лист по крокодиловедению, чтобы не обидно было другим наукам. И много про что еще – почитайте сами, не пожалеете.