Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Почему в одних странах шаги по реформированию системы образования приводят к существенным положительным переменам, а в других – нет? Развернутый ответ на это дает статья Майкла Фуллана «Выбор ложных движущих сил для реформ целостной системы» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 4 за 2011 год). На основе сопоставительного анализа реформ автор делает заключение, что практически во всех случаях неуспех реформаторов обусловлен ставкой на «ложные двигатели». То есть на такие стратегии и политические решения, которые априори не могут привести к желанным результатам.
Майкл Фуллан выделяет четыре «ложных двигателя». Отчетность: использование результатов тестирования и оценки преподавателей для поощрения или наказания учителей и школ – вместо наращивания внутреннего потенциала субъектов образовательного процесса. Совершенствование профессиональных качеств отдельных руководителей и учителей: продвижение персоналий – вместо «групповых решений» (рассчитанных на командную работу, сотрудничество с коллегами, обмен опытом и т.п.). Технологии: преимущественное инвестирование в совре­менные технологии обучения и завышенные ожидания в отношении отдачи от них – вместо внимания к педагогическим аспектам и качеству преподавания. Фрагментарные стратегии – вместо системного подхода.
Здесь необходимо сделать важную оговорку: Майкл Фуллан не утверждает, что отчетность или технологии являются плохими сами по себе. Плохими они становятся тогда, когда ставятся во главу угла при проведении преобразований.
В успешных реформах на первый план выходят другие вещи: «построение» потенциала, командная работа, педагогика и системность. В статье дано развернутое аналитическое описание всех этих ключевых факторов успеха.
Мы остановимся только на одном из них: на «построении» потенциала. Что имеется в виду? Речь идет прежде всего о вовлечении в процесс преобразований практически всех (а не только лучших) учителей и учеников. Как пишет Майкл Фуллан, «ключ к успеху – в использовании объединенной энергии учи­телей и учеников в качестве основной движущей силы изменений. Для этого надо соединить цели реформы и внутреннюю мотива­цию ее участников (в частности за счет вовлечения педагогов в процесс принятия решений). А внутренняя энергия возникает от осознания, что ты хорошо делаешь что-то, что ты и твои коллеги считаете важ­ным» 

Таким образом, чтобы реформа состоялась, факторы, которые являются ее двигателями, должны воздействовать на мотивацию и развитие профессиональных компетенций подавляющего большинства педагогов. Считается, что внешнее давление может породить внутрен­нюю мотивацию и готовность изменяться. Но это не так, поскольку для повышения мотивации необходимо изменить установки в отношении престиж­ности профессии и профессионального роста.

В Нововаршавской гимназии (поселок Нововаршавка Омской области) семьи учеников называют «индивидуальными частными родительскими школами». В каждой семье есть свой «устав»: традиции и ценности, приобщение к которым может способствовать личностному становлению детей. А чтобы максимально использовать воспитательный потенциал семьи, педагоги гимназии разработали специальную программу «Формирование образовательных потребностей у родителей сельских детей». Программа включает особые формы взаимодействия с семьей. Например, «Уроки в семейных гнёздах» проводятся на дому членами семьи для одноклассников сына или дочери. Как пишет Е.Булгакова в статье «Воспитание школьников на ценностях семьи» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 1 за 2012 год), несколько раз в год школа «перемещается в сельские усадьбы для постижения искусства жить, вести хозяйство, общаться с родителями. Знакомясь с историей семьи, ребята узнают о качествах и навыках, которые помогают пережить трудные моменты, а также о том, каким образом создается добрая, уютная атмосфера в доме». И что важно – в таких уроках есть то содержание, которое ни в одном учебном предмете не представлено: это «реально видимый, ощутимый образ жизни в одухотворённом проявлении конкретного семейного рода».