Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2012
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

И.В.Муштавинская

Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя

СПб.: КАРО, 2009


Технология развития критического мышления (ТРКМ), о которой довольно многие педагоги уже слышали, но до системного внедрения в практику пока дело не дошло, предполагает, что ученик не просто приобретает знания, но делает это самостоятельно. Основой процесса самообразования автор считает рефлексию, которая «позволяет ученику и учителю оценивать свои действия и мысли, планировать деятельность, выбирать стратегию обучения, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности». И перечисляет умения, на основе которых развиваются рефлексивные навыки.
Урок или цикл занятий, проводимые по ТРКМ, проводятся по определенному алгоритму: вызов, осмысление, рефлексия. Такая логика влечет за собой целый набор способов, методов и приемов. Они универсальны, а не привязаны к определенной предметной области. Поэтому, говоря о приемах, автор иллюстрирует их примерами из разных учебных дисциплин. Но в основном говорит о том, какие навыки складываются в процессе их применения, какие способности развиваются. Приемы классифицированы по стадиям, на которых они могут быть использованы.
Отдельная глава отведена для знакомства с технологией портфолио. Думаю, многие в последние годы столкнулись с самой... причудливой интерпретацией портфолио в школах – с тех пор как ее стали внедрять практически директивно. Так вот, в книжке можно обнаружить, какие смыслы и формы задумывались создателями технологии изначально.
Вся вторая половина книги – это описание уроков в логике развития критического мышления, тут показано, как приемы можно использовать на практике – от физики до литературы, от начальной школы до старшей.


Е.Орлова

Почему дети лгут?

СПб.: Питер, 2011

Не много найдется родителей и педагогов, которые не сталкивались бы с детской ложью. Но «что понимать под обманами? Где четкая грань между ложью и развитым воображением, между обманом и попыткой защитить себя и своих близких?» Кроме того, напоминает автор, мы сами зачастую преподаем детям уроки лжи, называя это тактичностью и воспитанностью.
Поэтому, прежде чем обвинять ребенка во вранье, хорошо бы выяснить причины. Глава, помогающая сделать это, так и называется: «Какая правда скрывается за детской ложью?». Возможно, придется повнимательнее приглядеться к собственному поведению и взаимоотношениям в семье. Специальный тест поможет собраться с мыслями и интерпретировать возможные сложности в ваших отношениях с ребенком. Еще лучше выяснить душевный настрой его самого – с помощью рисунков и игровых заданий. Возможно, это поможет вам определить, какие страхи и тревоги прячет ребенок за завесой обмана.
Анализируя детскую ложь, автор предлагает различать хвастовство, манипуляцию, желание соответствовать ожиданиям окружающих, ложь из страха или корысти. Не говоря уже о том, что за обман мы часто принимаем слишком бурно проявляемую фантазию – об этом можно узнать в отдельной главе.
Но многих взрослых главным образом волнует вопрос: как поступать с маленьким обманщиком? А еще лучше – предупреждать его вранье. Им нужно будет особенно внимательно прочитать главу «Как научить ребенка быть честным?». Универсальных и безотказных рецептов автор, к счастью, не дает. Рекомендации ее вполне понятны, выполнимы, сочетают в себе профессиональный психологический взгляд на проблему и доверительный тон человеческого разговора. Тем, кто решит последовать советам, пригодятся «Сказки и истории в помощь родителям».