Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2012
Первая тетрадь
Политика образования

Дашковская Ольга

Одаренные дети: очередной концептуальный подход...

Недавно на коллегии Министерства образования и науки был представлен проект «Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и?молодежи в общенациональную систему», написанной по?поручению Президента РФ Дмитрия Медведева рабочей группой под руководством помощника главы государства Аркадия?Дворковича. В ее состав вошли специалисты из Высшей школы экономики, Московского института открытого образования, ректоры вузов, учителя. Пока это еще только проект, а не закон и у нас есть время подумать…

Напомним читателю, что это уже вторая попытка усовершенствования системы работы с одаренными детьми. Первая была предпринята в 2009 году рабочей группой при Министерстве образования и науки, написавшей Колмогоровский проект, названный так в честь великого ученого, определившего основные направления в системе обучения и воспитания талантливых школьников. В числе авторов этого проекта видные ученые, академики РАН Ю.Осипьян, В.Полонский, В.Рубаков, А.Абрамов, В.Скулачев, А.Хохлов, а также знаменитые педагоги: народный учитель СССР Л.Мильграм и народный учитель РФ, директор лицея «Вторая школа» В.Овчинников.
Однако Колмогоровский проект в силу не очень понятных обстоятельств был положен под сукно. Правда, год назад его опубликовала «Новая газета», №?25, 11.03.2011?г., http://www.novayagazeta.ru/data/2011/025/32.html. А вот у проекта концепции более счастливая судьба: он опубликован на официальном сайте Минобрнауки: http://mon.gov.ru/files/materials/9189/12.01.24-spravka.pdf, его обсуждали в Общественной палате, предложения по нему поступают из регионов.

Сравнить их интересно хотя бы для того, чтобы лишний раз удостовериться в том, что же у нас в образовании считается «хорошо», а чему ставитcя заслон.
Колмогоровский проект ориентирован на поддержку учеников преимущественно старших классов, способных к математике, информатике, естественным наукам. Концепция – на выявление и развитие одаренности детей и молодежи от школы до вузовского и послевузовского периодов, проявляющих способности в сфере образования, науки, искусства и спорта. Верхний возрастной порог – 21 год для спорта и 35 лет – для науки и образования.
Колмогоровский проект ставит во главу угла кадровую проблему и проблему расширения базы для работы с одаренной молодежью, а концепция ориентирована прежде всего на выявление и поддержку талантов – без решения кардинальной проблемы дефицита кадров и дефицита школ повышенного уровня образования.
Колмогоровский проект четко определил необходимое количество специализированных учебных заведений: 150 школ по 500 учащихся в каждой, равномерно распределенных по всей территории страны. В концепции ставка делается на общеобразовательные учреждения и на сферу дополнительного образования детей.
В Колмогоровском проекте по части подготовки педагогических кадров основная ставка делается на специальные школы, лицеи и гимназии, которые уже накопили большой опыт работы с одаренными детьми и на базе которых рекомендуется организовать стажировочные площадки для обмена опытом. Концепция предлагает опираться в этом вопросе на вузы.
По части форм работы с одаренными детьми в условиях массовой школы авторы Колмогоровского проекта предлагают кружки и факультативы, авторы концепции?– профилизацию учебных программ в старших классах обычных школ.
Сроки реализации Колмогоровского проекта – два года, концепция рассчитана на долгосрочный период.
Зато в концепции, в отличие от Колмогоровского проекта, предельно четко прописано материальное стимулирование тех, кто работает с одаренными: создать Специальный фонд, пополняемый из средств федерального, региональных бюджетов и частных инвестиций, деньги фонда расходовать не только на поощрение наставников, работающих с одаренными детьми, но и на гранты и стипендии для талантливых школьников, студентов, аспирантов и даже на поддержку талантливых профессионалов, когда они состарятся…

Нетрудно заметить: тема у проектов одна, а цели, которых собираются достигать разработчики одной и другой группы, вырисовываются, похоже, разные.

«Концепция – это большой общенациональный проект», – считают разработчики

Мы поговорили с Иваном Ященко, директором Московского центра непрерывного математического образования, проректором Московского института открытого образования, организатором многих олимпиад для школьников.


– Какова, по-вашему, главная задача работы с одаренными детьми?

– Наша главная задача – развитие одаренности в каждом ребенке, предоставление возможностей для самореализации. Для одних детей это может быть специальная школа, для других – обучение в обычном учебном заведении и развитие своих способностей через систему кружков и дистанционные курсы. Все зависит от психологических особенностей ребенка. Дело в том, что переход в специальную школу для одних – возможность сосредоточиться на любимом деле, общаться с педагогами, которые тебя понимают, а для других означает слишком раннюю профилизацию, попадание в жесткую конкурентную среду, отрыв от семьи, если это школа-интернат. Поэтому я не сторонник того, что всех одаренных детей надо собрать в спецшколах, особенно в интернатах. Нужно создавать разнообразные условия для развития ребенка. А основой для этого является накопленный в нашей стране опыт – тот самый, за которым к нам приезжают со всего мира: опыт Колмогоровского интерната, опыт заочных школ (например, ВЗМШ ), опыт ведущих математических спецшкол (например, 2, 57, 179-я школы в Москве, в Санкт-Петербурге – ФМЛ № 239), Московского центра непрерывного математического образования. И одной из практик сохранения и развития такого опыта может быть и Колмогоровский проект – но лишь как один из элементов системной работы.

– Но для того, чтобы выявить одаренного ребенка и развить его способности, требуются не менее талантливые педагоги. Есть ли они в обычных массовых школах?

– Надо и развивать массовые школы, и поддерживать опыт ведущих школ и центров, вузов, на базе которых должны быть организованы стажировочные площадки по работе с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми во многом держится на энтузиастах. Например, Кировская область, далеко не самый богатый регион, занимает ведущие места во многих олимпиадах, конкурируя с университетскими центрами и столичными городами. Своим успехом ребята обязаны Игорю Рубанову, яркому, талантливому человеку, и собранной им команде энтузиастов. Естественно, такие примеры есть и в других регионах.

– Авторов концепции упрекают в том, что их главная цель не поддержка одаренных детей, а создание Специального фонда для финансирования мероприятий проекта. Насколько обоснованны эти обвинения?

– Разговоры о том, что кто-то хочет поделить деньги, неизбежны, но без денег эту проблему не решить. Дело в том, что финансирование работы с одаренными детьми через систему образования наталкивается на целый ряд ограничений, в том числе в части межбюджетных отношений и нормативно-подушевого принципа распределения средств. Нередки случаи, когда нет денег на проезд школьников для участия в заключительном этапе олимпиады, из-за чего в прошлом году Всероссийская олимпиада школьников по ряду предметов чуть не оказалась под угрозой срыва. Было бы достаточно маленьких грантов в размере 7–25 тыс. рублей, чтобы обеспечить участие одного конкретного школьника в конкретном мероприятии или проведение научного праздника в школе. Такие гранты не заинтересуют коррупционеров, да и процедура выдачи грантов должна быть простой, с освещением в интернете.
Заслуживает внимания опыт негосударственного фонда «Династия», который по ряду направлений работает эффективнее государства при минимальных затратах, и опыт РФФИ, который позволяет, например, молодым ярким ученым получать гранты независимо от административной научной системы.
Работа с одаренными детьми – это общенациональный проект, поэтому создание Специального фонда, который бы целевым образом финансировал эту работу, мне представляется очень важным. Ведь каждый рубль, вложенный в одаренного ребенка, вернется государству сторицей.

– В концепции отмечается необходимость работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, но как это сделать на практике, не уточняется. Может, это очередная декларация?

– В области работы с одаренными детьми я большой сторонник инклюзивного образования: нужно обеспечить возможность участия ребят с ограниченными возможностями здоровья в мероприятиях, олимпиадах, кружках, летних школах наравне с остальными сверстниками – за счет создания специальных условий, привлечения ассистентов-помощников, обеспечения техникой. У нас есть примеры, когда дети с тяжелыми формами ДЦП выигрывали всероссийскую олимпиаду по математике.

– Сегодня олимпиады вызывают немало нареканий со стороны профессионального и родительского сообщества. Как вам видятся дальнейшие перспективы их развития?

– Классические олимпиады, которые проводятся много лет (например, Питерская и Московская математические, Турнир городов и другие) – сохраняют традиции и успешно развиваются. Главная опасность?– это бюрократизация олимпиад, связанная с льготным поступлением в вузы, и появление интеллектуальных соревнований исключительно для достижения этой цели. Усиление требований к отбору олимпиад, например, сокращение количества тех, которые дают льготы на поступление, может помочь. Кроме того, в отличие от ЕГЭ олимпиады должны более гибко и мобильно реагировать на запросы времени и выходить за рамки учебных предметов, отражая актуальные направления профессиональной и предпрофессиональной подготовки.

– В чем коренное отличие концепции от традиционной системы работы с одаренными детьми, сложившейся еще в советские годы?

– Сейчас, как и тогда, актуальны два основных направления работы: поддержка энтузиастов, работающих с одаренными детьми, и повышение качества массовой работы, но уже в новых социально-экономических условиях, с использованием возможностей информационной среды. А для успешной реализации концепции основные усилия должны быть направлены на создание нормативной базы, финансовых условий и координированной системной работы взамен разрозненных мероприятий.

«Концепция замахнулась на все сразу, но она не проработана», – считают оппоненты

Мы побеседовали с Александром Ковальджи, заместителем директора по науке лицея «Вторая школа», одним из разработчиков Колмогоровского проекта.

– Как вы оцениваете проект концепции?

– Критически. Во-первых, нужны альтернативные проекты и их обсуждение, тогда будет выбор, дискуссия и польза делу. А когда предлагают один из одного, то это почва для злоупотреблений.
Во-вторых, проект концепции предлагает иногда и вредные меры. Ошибка думать, что талантливые школьники смогут успешно развиваться в обычных школах, что работу с одаренными детьми можно развернуть, не повысив социальный статус учителя.
Одаренный ребенок нуждается в повышенной нагрузке для самореализации, ему нужны профессиональный диалог с учителем и среда для развития. Эту миссию выполняют лицеи и гимназии с интенсивной программой и особой атмосферой познавательной активности.
В-третьих, очень опасна сама идея: вешать на ребенка ярлык «одаренный», что неминуемо приведет к социальному напряжению, борьбе за ярлычки, обидам и пересудам. К детям с ярлычком «одаренный» предъявляются повышенные ожидания, а если эти дети не становятся победителями больших соревнований, их записывают в неудачники. Это сломанные судьбы.
Есть много переходных форм, и ребенок сегодня проявляет большой интерес и способности к истории, завтра – к рисованию и музыке, а послезавтра – к математике и физике. Поэтому нельзя слишком рано закреплять за человеком путь, по которому он пойдет.

– Можно ли сказать, что одаренные дети, повзрослев, делают блестящую карьеру?

– Есть ребята, которые не принимали участия в олимпиадах и становились хорошими учеными, но, как правило, именно участники олимпиад выбирают научную карьеру. Способности у людей бывают разными, поэтому необходимо расширить тематику олимпиад, вывести их за рамки учебных предметов. Нам нужны конкурсы изобретателей, дизайнеров, организаторов и т.д. К сожалению, сегодня многие конкурсы превращаются в спектакли с заранее определенным финалом.
Каждому школьнику надо предоставить возможности для развития. Главное?– чтобы люди понимали «правила игры» и видели перспективу. Если выпускники видят, что по специальности они устроиться не смогут или в случае трудоустройства зарплата не обеспечит достойный уровень жизни, то это сразу обесценивает все этапы их образования.

– Допустим, мы выявили по всей стране талантливых детей, но кто будет с ними работать?

– Уж точно грантами здесь не обойтись. Для начала нужно дать как можно больше свободы талантливым учителям, которые умеют работать с мотивированными и талантливыми детьми. К сожалению, из-за низкого социального статуса профессии учителя талантливая молодежь в школы не идет.
Тем не менее уже наработан большой опыт работы со способными, мотивированными и одаренными детьми, есть кадры и школы, с которых можно брать пример. Сначала надо создать сеть школ в области математики, информатики и естественных наук, поскольку здесь наиболее сформированные традиции. Надо развивать не вертикальные, а горизонтальные связи в образовании, давать больше возможностей учителям, которые достигают высоких результатов. Сейчас педагоги разобщены. Нужны ассоциации школ и учителей-предметников – с целью обмена опытом, организации конференций, дискуссий.
Для решения кадрового вопроса надо не только увеличить зарплату учителя, но также и снизить его нагрузку, тогда учитель сможет уделить внимание каждому ребенку. Для этого либо норматив должен быть не 18, а 9 часов в неделю, либо учеников в классе – не 25, а 15. Сейчас учитель просто не успевает «дойти до каждого», или успевает, но в ущерб здоровью и своей семье. У учителя должно оставаться время и для профессионального роста.
Что еще важно для работы с одаренными: подтягивать средний уровень всех школьников. Необходима хорошая работа с мотивированными детьми в каждой школе, чтобы такие дети могли заниматься по углубленным программам. Надо поощрять и школы с изначально слабым контингентом учащихся. Если учителю удается дотянуть слабых детей хотя бы до нормального среднего уровня, то это великая его заслуга. А у нас поощряют только за высокие достижения.
Вот если учительский корпус воспрянет и кадровый вопрос решится, тогда и детям будет хорошо учиться. А без заботы об учителе будет так: бюрократические структуры займутся освоением средств, а до педагогов, работающих с одаренными детьми, дойдут «слезы». Во избежание этого я предлагаю все планируемые по концепции средства для грантов передать Фонду Дмитрия Зимина «Династия», авторитет которого заслужен.

Подготовила материал Ольга ДАШКОВСКАЯ