Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2011
Первая тетрадь
Политика образования

Дашковская Ольга

Учебные олимпиады теряют свою Репутацию?

В Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования прошло Всероссийское совещание организаторов олимпиад школьников. На совещании было отмечено, что «Всероссийская олимпиада школьников выступает в качестве своеобразного камертона системы общего образования». Правда, в чистоте этого камертона появляется все?больше сомнений...

Спонсор публикации статьи: автономная некоммерческая организация "Центр Судебных Экспертиз". Воспользовавшись услугами компании, Вы сможете в самые короткие сроки пройти строительно-техническую экспертизу, а профессионализм и большой опыт успешной работы экспертов компании обеспечат высокое качество всех проводимых работ. Сведения о деталях проведении строительно-технической экспертизы, а также иную информацию и отзывы об АНО "Центр Судебных Экспертиз" можно узнать тут www.sud-expertiza.ru.

Испорченный камертон

«Отслеживая содержание олимпиадных заданий и результаты интеллектуальных соревнований, эксперты предъявляют новые требования к содержанию и качеству образования, формам и методам учебной работы», – сказала, открывая совещание, Ирина Тараданова, заместитель директора Департамента общего образования Минобрнауки России.
Всероссийская олимпиада школьников проводится по 21 предмету учебного плана в 4 этапа (школьный, муниципальный, региональный и заключительный). С каждым годом растет число ее участников: с 2006 по 2010 год к нему присоединились более 35 млн учащихся 5–11 классов.
В то же время И.Тараданова не стала скрывать фактов, мягко говоря, нарушающих чистоту главного «образовательного камертона». К их числу относится разглашение самими участниками олимпиадных заданий и результатов их выполнения, из-за чего утрачиваются конфиденциальность, достоверность и объективность данного мероприятия.
До боли знакомая картина: все те недостатки, которые возмущают общественность во время проведения ЕГЭ, теперь, подобно вирусной инфекции, переносятся на олимпиадное движение. И методы распространения «заразы» все те же: пресловутые мобильные телефоны, социальные сети и другие современные средства связи.
Кроме того, серьезные сомнения у министерских чиновников вызывают результаты регионального этапа, которые зачастую оказываются завышенными.
Об этом весьма красноречиво свидетельствует такой показатель, как эффективность выступления региональных команд в заключительном туре олимпиады: не редки случаи, когда многочисленные по составу команды демонстрируют крайне низкие результаты.
В этом смысле «лидерами с конца» в 2011 году оказались представители Дагестана и Ставропольского края. Эти факты вынуждают специалистов Минобрнауки делать жесткие выводы.
«Используемый принцип комплектования команд на региональном уровне не позволяет отобрать школьников, которые показывают самый высокий уровень достижений. С этим предстоит разбираться и принимать управленческие решения», – заявила И.Тараданова.
Также, по ее словам, снизились и показатели качества выступлений участников Всероссийской олимпиады школьников, которые зависят от нескольких факторов, прежде всего – от уровня региональной системы поиска и поддержки одаренных школьников.
Из года в год организаторы олимпиады составляют рейтинг регионов-лидеров. В «золотой дюжине» 2011 г., как и прежде, уверенно лидируют Москва, Санкт-Петербург и Московская область. Также могут гордиться своими талантами Кировская область, Татарстан, Башкортостан, Пермский край и Чувашия.
Но даже эти территории, по свидетельству Тарадановой, снизили эффективность участия по сравнению с прошлым годом.

Президентских премий на всех не хватает

К числу проблем можно отнести и организационные и финансовые трудности?– такие, например, как недоступность интеллектуального марафона для школьников некоторых регионов или невозможность организовать приезд победителей региональных отборочных туров на заключительный этап.
Так, по данным Минобрнауки, в 2011 году не доехали до мест проведения последнего отборочного тура 720 участников, что на 415 человек больше по сравнению с прошлым годом. Справедливости ради стоит заметить, что часть из этих ребят принимали участие сразу в нескольких олимпиадах, поэтому у них не было времени приехать на финал.
Те же, кто нашел время и средства добраться до финиша – а это 5058 человек, – не остались внакладе: 306 человек заняли три лидирующие позиции, 1240 школьников получили призовые места. Иными словами, каждый третий стал победителем или призером.
Помимо дипломов Всероссийской олимпиады школьников, которые дают право выпускникам поступать в вузы без экзаменов, победители и призеры получают финансовое вознаграждение в виде премий президента в размере 60 тыс. и 30 тыс. рублей соответственно. Правда, и здесь не обходится без неприятностей: наград на всех не хватает, и некоторые лауреаты остаются без материального поощрения.

Олимпиады нового поколения

Кроме старейшей Всероссийской олимпиады школьников, история которой началась еще в 30-х годах, есть более «молодые» олимпиады школьников, статус которых был закреплен в Законе «Об образовании» 25 февраля 2007 г. В октябре того же года был создан Российский совет олимпиад школьников (РСОШ)?– общественно-государственный орган, призванный координировать интеллектуальные соревнования учащихся, отбирать заявки на их проведение, осуществлять их экспертизу и самые лучшие включать в перечень, утверждаемый Мин­обрнауки.
Такая процедура проводится ежегодно с момента создания РСОШ усилиями 17 экспертных комиссий, в составе которых?– видные ученые, в том числе 60 членов РАН.
По словам ответственного секретаря РСОШ Натальи Бочаровой, в этом году более половины заявок были отклонены экспертами как несоответствующие стандартам качества. Причины отклонения: тестовый характер заданий, недоступность олимпиад для школьников из отдаленных территорий и ребят с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие информационной прозрачности.
Таким образом, в этом году в перечень вошли 79 олимпиад.
Главное отличие нового поколения олимпиад школьников от всероссийской заключается в том, что многие из них проводятся не по каким-то отдельным предметам, а по целому комплексу учебных дисциплин или даже выходят за их рамки, как, например, южно-российская олимпиада школьников «Архитектура и искусство» или творческий конкурс «Твое призвание – финансист».
Как подчеркнула в своем выступлении Н.Бочарова, «олимпиады – это не просто интеллектуальные соревнования, а непрерывная работа с одаренными школьниками (лекции, кружки, семинары и т.д.)», к которой необходимо специально готовить учителей и поощрять их деятельность не только материально, но и предоставляя возможности для повышения квалификации.

Льготы сократят

Что же касается льгот, дающих право победителям олимпиад на внеконкурсное поступление в вузы, то, по мнению Бочаровой, «особой необходимости в этой преференции нет, и очень немногие ребята ею воспользовались».
Кстати, количество победителей и призеров олимпиад школьников ограничено: их не может быть больше 2% от общего числа участников (например, в этом году из 700 тыс. участников в финал вышли 15?436 человек, а льготами воспользовались лишь 12%).
А с 2012 года вступят в силу новые ограничения, о которых говорилось уже давно. Суть изменений в том, что победители и призеры олимпиад смогут воспользоваться своей льготой для поступления только в один вуз, а в остальные им придется поступать на общих основаниях, по результатам ЕГЭ. Напомним, что абитуриенты вправе разослать свои документы в 5 вузов на 3 специальности в каждом.
Введение нового правила инициировали председатель РСОШ ректор МГУ им. Ломоносова В.Садовничий и председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Таким образом, видные деятели в области образования намерены решить сразу две задачи: воспитать у абитуриентов культуру выбора и упорядочить прием в вузы.
И хотя в масштабах страны олимпиадники не оказывают существенного давления на конкурсную ситуацию, распределение по вузам представителей этой категории крайне неравномерное: большинство из них устремляются в несколько ведущих университетов (в том числе в МФТИ, МГУ, ВШЭ, Бауманку), перекрывая дорогу другим достойным претендентам. В то же время, по данным исследования ВШЭ, в прошлом году в 75 вузов не пришел ни один победитель олимпиад.

Доверяй, но проверяй

Несмотря на высокий уровень экспертизы, формирование жесткой системы постоянного контроля качества олимпиад остается приоритетом в деятельности РСОШ.
В рамках этого направления ежегодно организуются инспекционные проверки очных туров олимпиад, которые предполагают выезд специальной комиссии на олимпиадную площадку в день проведения соревнований и проверку работ участников.
С 2010 г. выездные инспекции РСОШ осуществляются совместно с Рособрнадзором: в феврале – марте 2011 г. ими было охвачено 48 из 77 олимпиад, включенных в перечень (или около 63% от общего числа).

Неофициальные и бесконтрольные

Однако, по признанию Бочаровой, остается еще много «стихийных» олимпиад, не включенных в перечень, которые представляют собой опасное явление, поскольку не соответствуют критериям качества, проводятся бесконтрольно, с многочисленными нарушениями (в том числе на платной основе).
И хотя эти олимпиады не имеют отношения к официальным, представители РСОШ всегда реагируют на жалобы родителей по поводу таких интеллектуальных соревнований, передавая всю информацию в Рособрнадзор или даже стараясь взять эти соревнования под свой контроль.
Это делается потому, что «стихийные» олимпиады, по признанию Бочаровой, порочат репутацию официально признанных и контролируемых министерством: в сознании родителей и учащихся они зачастую воспринимаются как единое целое.

Государственный масштаб

Как рассказала в интервью газете главный специалист Департамента общего образования Минобрнауки Нина Свешникова, в настоящее время формируется общенациональная система поиска и поддержки одаренных детей, разрабатываются новая концепция и комплекс мер по ее реализации.
Также, по словам Свешниковой, в ведущих вузах будут создаваться центры по работе с одаренными детьми, финансируемые государством на конкурсной основе.
Комиссия по совершенствованию ЕГЭ, созданная при президенте 14.10.2009 г., теперь помимо своей основной деятельности будет заниматься и вопросами работы с одаренными детьми.