Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

В редакцию журнала «Педагогическая техника» пришло письмо от учительницы из Вологды, в котором она рассказала о болезненной для нее проблеме. Суть в том, что учитель «всей душой за демократический стиль отношений», но выстраивать на уроке партнерские отношения с детьми у нее не получается. Когда педагог отходит от авторитарных методов управления учебным процессом, «несознательные восьмиклассники тоже жаждут насладиться прелестью свободного общения: Паша лупит Сережу, Марина не хочет сидеть с Вовой, о чем на весь класс заявляет. Катя показывает подругам новые ботинки…». И без перехода «на строгий командирский тон» урока не получается. Получив письмо, журналисты решили обратиться к знакомым педагогам и попросить их, чтобы они дали автору письма три совета. В результате в журнал пришло десять различных откликов, из которых сложилась интересная, емкая по содержанию и наводящая на размышления картина. Присланные суждения опубликованы в статье «Три совета тем, у кого “не получается демократически”» («ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА», № 5 за 2011 год). Примечательно, что никто из откликнувшихся на статью практиков не считает, что учителю надо стремиться всегда придерживаться партнерского стиля общения. Большинство склоняются к тому, что в общении с детьми педагог должен находить золотую середину.

Никто не будет спорить с тем, что важно научить детей продуктивно работать с различными источниками информации. Этой проблеме посвящена статья Т.Обласовой «Развитие учебно-информационных умений школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин» («ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА», № 8 за 2011 год).

Автор предлагает такой подход к развитию способности понимать текст, в основе которого – последовательное продвижение по трем уровням понимания. Извлечение информации (ответ на вопрос, о чем, собственно, говорится в тексте). Интерпретация информации в авторском и культурном контек­стах (смысл текста для автора). Интерпретации информации в контексте личного жизненного опыта (смысл текста для меня).

Освоение всех этих уровней должно происходить в период с 5 по 9 класс. В настоящее время, как показывают проведенные автором исследования, большинство школьников (60%) в работе с текстом концентрируются в основном на отдельных уровнях постижения смысла, не стремясь достичь понимания во всей возможной полноте. Нередко, к примеру, бывает так, что внимание ученика всецело сосредотачивается на объективном содержании или на позиции автора. Это приводит к отчуждению знаний от личного опыта и ограничивает влияние образования на становление осознанной собственной позиции.

Как учитель может оценить степень сформированности коммуникативной компетентности ребенка? Доктор педагогических наук В.Тесленко и кандидат педагогических наук С.Латынцев в статье «Критерии и уровни сформированности у обучаемых коммуникативной компетентности» (ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 10 за 2011 год) предлагают использовать для этого специальные оценочно-диагностические карты.

Например, в карте по оценке сформированности устной речевой компетентности выделяется семь базовых коммуникативных умений. Все они необходимы для конструктивного участия в обсуждениях: умение формулировать проблему, воспринимать высказывание, побуждать других к высказы­ванию мыслей, способность обобщать и синтезировать полученную информацию, способность к выступлению с различными видами обобщений, умение поддерживать интерес к выступлению, побуждение к анализу и оценке собственного выступления.

Каждое умение оценивается по четырехуровневой шкале. В статье приводится детальное описание того, на что следует обращать внимание при подобном оценивании. Скажем, побуждение других к высказыванию мыслей на невысоком (оптимально-адаптивном) уровне развития может проявляться в том, что ученик задает вопросы, касающиеся высказываний участников обсуждения, а на высшем (рефлексивно-оценочном) уровне – мотивирует группу на прове­дение мини-дис­куссии по ключевому для обсуждаемой проблемы вопросу.