Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ПОНИМАНИЕ


Витковский Анатолий

Ресурсы для поддержки психологического здоровья

Как их отыскать и где найти время, чтобы ими воспользоваться?

По мнению специалистов, профилактика эмоционального выгорания начинается с распознавания и понимания сути проблемы. В этом может помочь специальная литература, в частности книги К.Маслач «Эмоциональное выгорание – плата за сочувствие», Н.Водопьяновой и Е.Старченковой «Синдром выгорания: диагностика и профилактика», В.Бойко «Энергия эмоций в общении». Для предварительной диагностики можно воспользоваться тестом Виктора Бойко «Диагностика эмоционального выгорания» (www.ipklabdo.lanta-net.ru/).
Поскольку эмоциональное выгорание тесно связано с утратой значимых смыслов, то может оказаться полезным знакомство с основами логотерапии – стратегии, основанной на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни, а также экзистенциональной психологии. Можно порекомендовать, в частности, книги Виктора Франкла («Человек в поисках смысла», «Сказать жизни – да. Упрямство духа») и Альфрида Лэггле («Жизнь наполненная смыслом и другие)». В книгах показывается, как можно справляться с самыми сложными ситуациями и как по-новому взглянуть на свою жизнь, когда она начинает казаться слишком трудной.
Еще один принципиальный момент: для сохранения психологического здоровья важна установка на получение удовольствия от работы. Согласно опросам, главный источник положительных эмоций для педагогов – общение с детьми. Поэтому эксперты рекомендуют уделять особое внимание развитию коммуникативной компетентности. На эту тему написано множество хороших книг. В частности, замечательная книга Леонида Кроля и Екатерины Михайловой «Человек-оркестр: микроструктура общения», книга Элейны Мазлиш и Фабер Адели «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили».
Не менее важно соблюдать баланс между работой и другими сферами жизни. Подробнее о значимости подобного баланса в жизни человека можно прочитать, например, в книге Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». Отметим лишь, что при больших стрессовых нагрузках профессионалу надо избегать изоляции. Желательно, чтобы был кто-то, с кем можно обсудить возникающие проблемы.
Но где найти временные ресурсы для всего этого? В поиске резервов времени хорошую службу учителям могут сослужить методы тайм-менеджмента. Тем, кто хотел бы их освоить, следует познакомиться с подходом Глеба Архангельского (он описан в книге «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать») и Дэвида Аллена (недавно на русский язык переведена его книга «Как привести дела в порядок»).