Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2011
Третья тетрадь
Детный мир

Болсуновская Надежда

Кружок по выбору... родителей

Об одной ошибочной, но распространенной педагогической установке

Осенью детей записывают в кружки, и это во многих смыслах хорошо: любимое занятие, ощущение продвижения, расширение круга общения. Но вот на днях заходит ко мне в психологический центр девочка, одна, без родителей. Робко спрашивает, можно ли поговорить.
Разговариваем: она ходит на хореографию, папа сказал, что осанка у девочки должна быть идеальной, а ей на занятиях трудно, неинтересно, «они такие длинные». Ей нравится рисовать. Дома об этом и слышать не хотят: красота и здоровье прежде всего. А у девочки, видимо, наболело: «Я пришла спросить, как мне не мучиться дальше».
Исключительный, конечно, случай – ребенок сам ищет помощи. Большинство детей, которым не по душе занятия, выбранные для них родителями, переживают негативные чувства безропотно и приспосабливаются по мере сил. Ради чего? Перечислим мотивы, по которым взрослые столь опрометчиво определяют ребенку сферу дополнительного образования.
Первое – пытаются корригировать неуспешность. Не получается математика – иди в физматкласс. Плохая дикция – в театральный кружок. Неуклюжий – иди в большой спорт. Родители полагаются на специалистов высокого класса, между тем ребенок, у которого нет способностей, вряд ли заинтересует руководителя, работающего на результат. А вот хобби-группы – другое дело: там развитие и никакой гонки.
Второе. Родители надеются таким образом воспитать в ребенке волю: не можешь – а добивайся; не хочешь – а надо, никуда не денешься. Но только очень редкие дети способны чего-то добиться в психологически неблагоприятных для себя условиях. И потом: даже если он запоет, не имея слуха, или сумеет нарисовать картину без художественного чутья, сопоставим ли результат с затратами?
Заставляя ребенка подневольно ходить туда, где у него не получается, вреда ему мы приносим больше, чем пользы. Перечислим позиции защиты, к которым прибегают дети.

Смирение. Не получается, но не отвертеться, ноша неприятная, но ничего не поделаешь. Безразличие, апатия, «мне все равно».

Избегание. Невыносимо: я всех хуже. Мне страшно. Протест может быть ярким: не пойду, нет и нет – до истерики. Или скрытым: прогулы, вранье, симуляция. При родительском упорстве («последовательности») – появление психосоматических заболеваний, тревожность, падение самооценки. Потому что стресс есть стресс.

Отбивание. Изо всех сил надо доказать, что ты можешь. Не получается – а все равно докажу. Линия усилий ребенка искривляется, и привычка отбиваться от подозрений в неуспешности сохраняется на всю жизнь: человек не живет, а постоянно что-то кому-то доказывает.

…Все это я рассказала родителям девочки. Теперь осанку поправлять она будет на шейпинге, а рисовать – в изостудии. Кто же поспорит: самооценка ребенка – фундамент его личности.