Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Журнал «Вопросы образования» опубликовал вторую часть большого исследования Моны Муршед, Ченези Чийоке и Майкла Барбера «Как лучшие системы школьного образования продолжают совершенствоваться?» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 2 за 2011 год). Авторы  акцентируют внимание на том, что все удачные масштабные изменения в образовании характеризуются наличием «системы взаимосвязанных мер воздействия, которые подкрепляют друг друга и реализуются комплексно».

При этом можно выделить меры, которые «с одинаковой частотой, но по-разному»  реализуются на всех этапах реформаторской практики. К ним относятся: пересмотр учебного плана, программ и стандартов обучения; обеспечение достойного вознаграждения и зарплаты учителям и руководителям школ; развитие технических навыков учителей и руководителей школ; оценка достижений учащихся; внедрение систем баз данных; стимулирование развития системы путем разработки программных документов и законов об образовании. Наряду с этим есть меры, которым уделяется особое внимание только  на определенной стадии развития. Например, при переходе системы образования  от «неудовлетворительного к удовлетворительному» состоянию особое значение имеют: поддержка и повышение мотивации учителей с невысокими результатами в работе; методический коучинг педагогов; разработка учебно-методических материалов с детальными сценариями занятий; дополнительная поддержка школ с низкими результатами; удовлетворение основных потребностей учеников. Основная задача этого и последующего этапов (перехода «от удовлетворительного к хорошему»)?– сокращение разрыва между образовательными достижениями различных школ и учеников из разных социальных групп.


В чем заключается основная функция родительского собрания? Позицию клас­сных руководителей в этом вопросе проявило исследование, проведенное сотрудниками кафедры теории и истории педагогики Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Как пишет Б.Куприянов в статье «Власть привычек, которым грош цена» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 7 за 2011 год), большинство респондентов видят назначение родительского собрания в «информировании родителей о положении дел в ученическом классе и индивидуальной ситуации ребен­ка», а главную трудность при проведении собрания – в том, чтобы «потребовать с родителей тех или иных дейст­вий».

«Таким образом, в своем большинстве классные руководители строят взаимодействие с родителями по принципу “зубчатой передачи воспитательного воздейст­вия”»,?– заключает автор. То есть пытаются оказать влияние на учеников через родителей.
Лишь пятая часть респондентов проявили готовность к сотрудничеству с родителями как с партнерами. Такие пе­дагоги представляют родительское собрание как переговорную пло­щадку, где их основная зада­ча – помощь родителям в воспитании детей. Эта установка проявляется, в частности, в том, что педагоги стремятся учитывать пожелания родителей при планировании содержания родительских собраний, привлекают родителей к их подготовке.

По определению директора образовательного центра «Педагогический поиск» В.Лизинского, «реально хорошая школа решает две основные проблемы: достойное образование и формирование высоких гражданских качеств у ее учеников». Чтобы школьным администраторам и учителям было проще оценить свою успешность в решении этих задач, В.Лизинский разработал несколько специальных опросных листов. Например, опросник «Урок и дети», предназначенный для анкетирования родителей и учеников (по желанию учителя). Опросник  в числе прочих содержит следующие утверждения (с которыми предлагается согласиться либо не согласиться): почти все уроки фронтальные; опора на запоминание составляет фактически все время учения; основная нагрузка ложится на домашние задания; внеклассная работа по предмету или отсутствует, или не привлекает детей, или проводится сугубо формально. Подробнее об этих анкетах, а также о  ключевых содержательных проблемах  внутришкольного творческого взаимодействия читайте в статье В.Лизинского «Педагогический учебный проблемно-аналитический практикум для администраторов школ и учителей» («УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛОЙ. ЗАВУЧ», № 6 за 2011 год).