Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТОЧКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА


Меркулов Филипп

Повышение квалификации: прокладываем свой курс!

Давно доказано: педагоги учат детей так, как когда-то учили их самих. Постараемся же, чтобы нашим ученикам досталось самое лучшее

Сентябрь – начало учебного года не только для школьников, но и для многих учителей. Кто-то записывается на курсы повышения квалификации, кто-то – на авторские семинары к опытным педагогам. Иногда администрация старается помочь сотрудникам повысить квалификацию прямо «на рабочем месте»: организует занятия, приглашает специалистов.  
Однако важно не только то, чему вас собираются учить, но и как это будет происходить. Попробуем оценить эту важную, хотя и незаметную на первый взгляд составляющую будущих занятий.

Принцип подобия

Если на курсах читаются полуторачасовые лекции – о пользе проектирования, а в качестве итога принимаются скаченные из интернета рефераты, – очевидно, учеников ждут довольно скучные уроки. Учителя, поработавшие в группах, принявшие участие в образовательных играх, скорее всего попробуют так же разнообразно вести собственные занятия. Строгое следование программе, без учета интересов слушателей? Демократический стиль общения, уважительное отношение даже к самому непонятливому? Все это, более или менее осознанно, берется на вооружение, особенно если занятие ведет авторитетный специалист. Таким образом, форма обучения, стиль поведения ведущего оказывают на слушателей едва ли не большее влияние, чем содержание занятий.

Выбор приоритетов

Чему бы педагог ни учился, применять компьютерные или модульные технологии, проектно-исследовательские методики или способы повышения учебной мотивации, он всегда внутренне «достраивает» свой образ идеального учителя. Именно с этими представлениями часто связан выбор конкретного курса.
Преподаватель, чья главная цель – передача детям определенного объема знаний, предпочтет занятия, посвященные достижениям современной науки. Для кого-то важнее понимание психологии ребенка (особую значимость для таких педагогов представляет личный контакт с учеником). А кого-то в первую очередь заботят динамичность, увлекательность уроков – отсюда интерес к дидактическим играм.
Понимание этого принципа поможет завучу дать точный совет своим менее опытным коллегам, учитывая как уже сформированные у них ценности, так и те, над которыми еще предстоит работать.

Борьба как двигатель прогресса

Повышение квалификации, как и любое образование, связано с ломкой стереотипов. Чтобы уметь эффективно действовать в новой ситуации, человек должен и думать по-другому. Именно поэтому так важно периодически идти учиться чему-то совершенно непривычному и незнакомому, осваивать принципиально иные формы работы.
Конечно, сталкиваясь с новым, человек внутренне сопротивляется. Лучший способ борьбы с сомнениями – высказать их в присутствии коллег, услышать мнения других людей. Тогда на смену естественной эмоциональной реакции (защита привычного) может прийти новое понимание. Переживая такую борьбу, педагог впоследствии лучше поймет своих учеников, с которыми происходит порой то же самое.

Договоренности

Умение договариваться и соблюдать договоренности так же осваивается порой в рамках курсов повышения квалификации. В школе учитель не столько договаривается, сколько отдает и получает распоряжения: он объявляет правила поведения, объем и срок сдачи работы ученикам, ему – администрация. В конце диалога звучит сакраментальная фраза: «Договорились?» Кто же будет спорить с начальством? И только на занятии, где педагог оказывается среди «равных по званию», появляется необходимость действительно согласовывать интересы, выбирать приоритеты.
На собственном опыте педагог понимает, что такое давление группы, уважение (или неуважение) к оппоненту, поиск обоюдоприемлемых решений. Конечно, для этого ведущий должен создать на занятии соответствующие ситуации. Для начала они могут касаться времени (продолжительность занятия, количество перерывов). Впоследствии появится возможность договариваться о более серьезных?– содержательных – моментах.
Договоренности, общие правила необходимы. Без них никакая совместная работа невозможна. Однако при их составлении придется учесть и внешние рамки, и внутренние (у каждого свои желания, приоритеты, возможности). Идеальная договоренность не противоречит ни тем, ни другим. А если идеал недостижим? Всегда ли уместно простое голосование или авторитарное решение (ведущего, неформального лидера группы)? Может ли внутренняя норма быть важнее внешней? Когда разумнее устанавливать правила, чтобы они действительно соблюдались: с самого начала или по мере возникновения проблем? Стоит ли менять уже достигнутые договоренности? Аналогичные проблемы учитель вынужден решать и в классе, с детьми. Полезно предварительно обсудить их с коллегами.

Организация пространства

Большинство учителей привыкли работать в стандартном кабинете: доска с учительским столом, перед нею три ряда парт. Посещение курсов – шанс опробовать иные планировки. Самая демократичная, доверительная и творческая обстановка возникает, когда люди сидят в кругу, лучше всего – вокруг общего стола (несколько сдвинутых парт заменяют большой стол для большой группы). Постепенно становится очевидно: если люди воспринимают кабинет как свою территорию, они обязательно что-то передвигают, меняют в интерьере. Если ничего не меняется, значит, забежали ненадолго: быстренько обсудить что-то и разойтись.
Если есть возможность, комнату для занятий стоит поделить на зоны: в углу?– пространство для создания рабочего эмоционального настроя в начале дня, для свободного обмена мнениями после завершения какого-либо этапа работы. Центр кабинета занимают стулья – это место для индивидуальной или групповой работы. Стулья легко двигаются, можно быстро изменить схему взаимодействия. Вдоль стены – столы, за которыми удобно писать, куда можно положить раздаточный материал, поставить книги. Заходит взрослый слушатель (или ребенок) в непривычно оборудованный кабинет и сразу понимает: здесь будет что-то необычное.
Это не просто игра в перестановку мебели, не просто желание поразить. Это определенная информация, которую ведущий передает слушателям (учитель детям), приглашение к заранее продуманной деятельности.