Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕРЕВОДИМ ЧАСЫ НА УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ


Григорьева Елена

Интегрированный урок. С чего начать?

Как правило, учителя, начинающие осваивать технологию интегрированных уроков, сначала объединяются с коллегами, преподающими близкий по направленности предмет. Например, преподаватели литературы и иностранного языка могут предметно и содержательно говорить об искусстве перевода, предложить ребятам самим сделать варианты подстрочного и литературного перевода.
Литературу, МХК и изобразительное искусство можно объединить вокруг традиционных художественных образов: Царевна-лебедь, метель, море, детство…
Географы часто кооперируются с биологами, разрабатывая виртуальные путешествия, в ходе которых можно говорить не только о климате, ландшафте, населении, но и о животном и растительном мире, анализировать их взаимосвязь.
Во многие интегрированные занятия легко встраивается технология, если урок можно дополнить выполнением той или иной поделки, или информатика – ведь цифровые технологии используются сейчас очень широко.
Постепенно учителя расширяют интеграционные связи. И темы занятий становятся более широкими, в подлинном смысле метапредметными. Можно ведь обсуждать универсальные понятия, такие как синтез, анализ, сравнение, причинно-следственная связь, на материале самых разных наук.
Подготовка к подобным занятиям требует, конечно, большего, чем обычно, времени для поиска материала, воображения, гибкости мышления. И конечно, умения договариваться с коллегами.
Для того чтобы наладить действенное сотрудничество, стоит обратить внимание не только на подготовку и проведение занятия, но и специальным образом организовать его обсуждение: пусть соберутся только те, кто был активным автором урока.
На первых порах, пока партнерство не стало устойчивым и слаженным, лучше избегать даже малейших намеков на соревновательность и подсчет взаимных ошибок. Поэтому можно договориться о том, что при анализе урока каждый отмечает только сильные стороны коллеги. Сначала хотя бы в виде простого перечисления: хорошо видит класс, легко и точно импровизирует, умеет создавать ситуацию успеха, побуждает детей к самостоятельности… Возможно, впоследствии, когда такие заметки накопятся, они станут материалом для анализа структуры собственного профессионального мастерства.
Но даже после нескольких подобных обсуждений у педагога очевидно меняется фокус зрения на собственную педагогическую деятельность.