Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Cпециалисты Института содержания и методов обучения РАО проанализировали результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе. Как отмечают Г.Ковалева, Н.Нурминская, Н.Гапонова, Е.Давыдова в статье «Го­товность первоклассников к обучению в школе» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 6 за 2011 год), по результатам опроса родителей, при поступлении в школу 90% первоклассников хотели учиться. Но уже к концу первого месяца обучения с охотой идут в школу только 75% учеников, чуть больше пятой части ребят собираются на занятия без особого желания, а у одного-двух процентов появляется негативное отношение к школе. К этому следует добавить, что за последние годы увеличилось число первоклассников, которые не принимают учебную задачу и отказываются от выполнения учебного задания.
По оценкам учителей, более 80% первоклассников готовы к школьному обучению. По чтению хорошо готовы около 60% первоклассников, по письму – почти половина, по счету – более 70%.
Согласно полученным данным, боль­шие трудности на начальной стадии обучения могут испытывать от 15 до 20% детей. В частности, 16% ребят показали низкие результаты при выполнении заданий по методике «Рисунок человека». Рисунки детей этой группы отличались крайне малым количеством деталей (как правило, они рисовали только голову и туловище с четырьмя палочками), что является признаком низкого общего развития. Попытки жесткими мерами включить таких детей в систему школьной жизни могут привести к серьезным трудностям адаптации, вплоть до развития невроза и стойкой боязни школы. С этими детьми полезно проводить дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (дидактические игры).
Более 10% первоклассников не смогли выполнить половину заданий «Графического диктанта» (он проверяет способность следовать устной инструк­ции взрослого, а также воспроизводить изо­бражение по образцу и дорисовывать недостающую часть узора, используя уже имеющийся опыт). Неспособность справиться с этими заданиями указывает на недостаточное развитие произвольного внимания. Такие дети слабо ориентируются в учебной ситуа­ции, могут испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, адресованных всему классу.
Авторы акцентируют внимание педа­гогов на том, что у значительной части детей развивается адаптационный синдром, который остро проявляется у 15% ребят. На этих детей важно обратить особое внимание: для них школьная жизнь может быть очень энергетически затратна и чревата негативными последствиями.
Как дети представляют школу будущего? Чтобы узнать это, архитектор Яна Куваева провела небольшое исследование?– попросила учеников начальной и средней школы нарисовать школу своей мечты (или отдельные ее помещения) и рассказать об этой школе. Эксперимент дал множество интересных идеи?. На­пример, цвет в интерьере школы ребята отметили как способ создания привлекательного пространства и как способ индивидуализации себя («чтобы у всех были столы любимого цвета»). Красота и комфорт пространства, с точки зрения детей, должны определяться многоцветностью, наличием мягких диванов и покрытии?, необычными формами помещении? и окон. Также дети хотели, чтобы в школе обязательно были специально оборудованные места для отдыха и самовыражения: рисования, музыки, танцев. Для организации учебного пространства многие ребята предложили круглые формы.
Интересно, что в большом исследовании, которое провели финский педагог Сини Месканен (Sini Meskanen) и доктор архитектуры Елена Тераваи?нен (Helena Ter?v?inen) в школе архитектуры для детеи? города Хельсинки, дети тоже часто предлагали круглые формы организации школьного пространства, а оптимальнои? его формои? был признан купол. Так же как и российские школьники, финские ученики хотят учиться в мобиль­ных классных помещениях, оборудо­ванных раздвижными перегородками и транс­формируемой мебелью. А в оформлении потолка финских ребят особенно притягивают мотивы неба и космоса... Более подробная информация об этих исследованиях содержится в статье Я.Куваевой «Архитектура шко­лы будущего: среда обучения» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 4 за 2011 год).