Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2011
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Чканикова Александра

«Не вижу удовольствия, один сплошной рев!»

Родители думают, что дают ребенку все. А ему достается только на орехи...

Со всех сторон твердят об опасностях, и сегодня родителям не надо ломать голову, чтобы найти, от кого защищать ребенка. Злые воспитатели, вероломные доктора и прочие недоброжелатели занимают наше воображение, между тем мы повторяем классический сюжет голливудского блокбастера: увлеченные внешним врагом, упускаем внутреннюю проблему.

И все у нас будет правильно!

Итак, о главном враге современного детства, об ожиданиях родителей. Родителей поколения, которое еще в младенчестве получило «прививку успешности». По большей части нас воспитывали очень старательно, отдавали в спец­школы, учили музыке и рисованию, потом устраивали в вузы на модные факультеты. Нас готовили к жизни в новой стране, на нас возлагали большие надежды. Нас приучали к тому, что нужно ставить цели и идти к успеху.
И вот многие из нас уже становятся родителями, но и в семье нет сил отказаться от схемы «хочу – значит, получится». Трещит семья, страдают дети.
Я вот уже два месяца являюсь свидетелем драматичной и, увы, типичной истории.
Моя знакомая, долго мечтавшая о ребенке, наконец-то стала мамой. Во время беременности она прочитала все что можно по воспитанию ребенка, составила себе новый режим дня, просчитала рацион кормящей матери, написала целую кипу памяток о том, как и что делать с ребенком, нарисовала маршруты прогулок – короче говоря, она основательно подготовилась к тому, чтобы стать хорошей матерью.
Когда же они с новорожденной дочкой остались наедине, счастливая мать оказалась на грани нервного срыва, а причина – младенец решительно отказывался быть таким, какого она ждала: не желал закаляться, постоянно мерз, грудничковое плавание вообще отверг, а кроме того, оказался домоседом и не выносил долгих прогулок.
Мама же, спортивная, одержимая здоровым образом жизни девушка, не сдается, стоит на своем, лишь сетует: «Сегодня опять пытались приучиться к закаливанию. Но не вижу удовольствия, один сплошной рев. Завтра все равно буду пробовать. Надо проявить упорство, и тогда все получится, ведь я хочу, чтобы у нее все было хорошо!»
Подумать только, девочка только что родилась, а к ней уже предъявляются претензии: мамины аттракционы ей не в радость! Ребенок терпит ежедневный стресс, чувствует недовольство матери оттого, что «все пошло не так». А подумать – ведь в первые месяцы жизни у крохи есть дела поважнее, чем стараться нравиться взыскательной маме.

Вы у себя дома, а не на экзамене

Выходит, проект, продуманный до мелочей, выученный наизусть и проверенный многократными прокручиваниями в голове, родителям милее, чем ребенок. Главное, проект понятнее, чем ребенок. Тут одно из двух: или отречься от живого чада, или согласиться, что проект работает где угодно, но не дома; на производстве чего угодно, кроме детей.
Как спасти ребенка от наших продуманных логических построений? Без правил, конечно, все равно не обойтись, а вот без родительской одержимости ими – можно.
Ребенку скучно то, от чего вы приходите в восторг? Не навязывайте.
Он боится чего-то, а вам это непонятно? Не ломайте.
Вам вкусно – но это не всеобщий критерий. «Надо ходить с ребенком в музеи» – вы сами-то уверены? И так далее. Никаких священных целей, беспощадного разрушающего оценивания, догматического «надо, для твоего же блага – надо».
Но вот сценка с натуры: на выходе из музыкальной школы десятилетняя девочка, скрипачка, долго-долго говорит с мамой по мобильному телефону. Она отвечает на вопросы о том, почему ей на прослушивании поставили четыре: «Нет, я не волновалась. Нет, выспалась хорошо. Нет, дело не в пятом пальце…» – и так далее. Несколько раз девочка говорит, что устала, не хочет ничего объяснять и «давай лучше вечером». Но мама словно не слышит ее настроения, и все начинается сначала: не волновалась, нормально играла, не сбилась, палец ни при чем… наконец  девочкино рыдающее: «Да не знаю я, не знаю!»
Что происходит с мамой? Ей крайне важно понять, почему игра дочери была неидеальной, где ошибка, в чем оплошность – на этом она готова сосредоточиться, на недоразумении, которое надо срочно обнаружить и исправить. Не на ребенке.
В их жизни, по-видимому, нет места для безмятежности.
Да и для многих родителей ребенок – предмет гордости. Конечно, гордиться детьми естественно, но видеть в ребенке предмет – ну… совершенно непозволительно.