Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

А.Е.Соболева, Е.Н.Емельянова
Школьные перегрузки. Как помочь своему ребенку
СПб.: Питер, 2009

Часто школа становится настоящим испытанием для ребенка. Об этом хорошо знают специалисты Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии, консультировавшие в течение десяти лет таких ребятишек. Книжка составлена из их наблюдений, выводов и рекомендаций.
Оказывается, множество проблем можно разрешить просто «управленческими» действиями. На конкретных примерах авторы доказывают, что у некоторых детей тройки легко могут быть исправлены на пятерки, если организовать правильную смену учебы и отдыха: «Летом ребенку не нужны никакие интеллектуальные занятия», зато нужны новые впечатления, купание, хождение босиком. Кроме того, выбирая школу, нужно учитывать особенности ребенка. Как – об этом тоже подробно рассказывается. Придется принимать в расчет и то, как будущий ученик впишется в социальную среду, и личность классного руководителя.
Еще один элемент школьной жизни, неизменно вгоняющий в стресс почти каждого ребенка, – это экзамены и всяческие тестирования. В соответствующей главе можно узнать, каких ошибок нужно избегать, готовя ребенка к этим испытаниям.
Возвращаясь к идее отдыха, авторы посвящают добрую половину книжки разговору о том, как должны быть организованы каникулы, причем с учетом возраста и психологических особенностей ребенка. Одним массаж и плавание, другим чтение вслух на мягком диване в маминых объятиях. Причем для осенних, весенних, зимних и длинных летних передышек в учебе требуется своя программа. Ведь к началу каждого сезона накапливается разная степень усталости, на улице разная погода, у организма разные потребности.
Тем, кто подзабыл, какие занятия больше всего увлекают детей, авторы дают подсказку: перечисляют игры, в которые можно поиграть дома и на улице.

О.Л.Иванова
Рисунки, которые нас рисуют
СПб.: ТЦ Сфера, Речь, 2009

Каких только методов педагогической диагностики специалисты не придумали. И продолжают это нелегкое занятие – ведь то, что уже есть, или не очень хорошо диагностирует, или далековато от слова «педагогическая». Автор предлагает «определять степень достижения результатов», наблюдая за тем, как и что ребенок рисует. Ибо практически все дошкольники воспринимают рисование «как само собой разумеющийся, необходимый и не требующий объяснений процесс». Но учебников, к удивлению автора, о том, как разговаривать с маленьким художником по поводу его рисунков, нет. Пришлось объяснять себе, а заодно и читателям, в чем специфика детского рисунка как послания; как сохранить детскую непосредственность, обучая нормам изобразительного языка; почему малыши испытывают потребность в рисовании; как измерить результат педагогического взаимодействия и, главное, зачем.
Отвечая на эти вопросы, автор размышляет о том, как нащупать границы разумного вмешательства взрослого в изобразительное творчество дошкольника. Опираясь на высказывания известных исследователей, ищет, как угадать внутренние предпочтения ребенка, поддержать его в поисках себя, помочь в обретении самостоятельности.
Детский рисунок и разговор по его поводу с заинтересованным взрослым может дать начало для создания масштабного игрового пространства для ребят разных возрастов, их родителей и педагогов. Так может получиться целый игровой город, описанный в отдельной главе. В процессе создания своего мира ребенок раскрывается, а опытный педагог наблюдает этот процесс и отмечает направления и этапы развития индивидуальности. В конце книжки автор предлагает развернутые характеристики, по которым их можно отслеживать.