Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Возраст младших школьников наиболее благоприятен для развития качеств, на которых основываются психологические механизмы управления собственной деятельностью. Но учебный процесс в начальной школе обычно строится таким образом, что у детей развивается только умение выслушивать разъяснения взрослого и учитывать его замечания. А вот проявление учениками самостоятельности и инициативности, как правило, стимулируется слабо.
В связи с этим психологи Нижегородского педагогического института разработали систему специальных мер по развитию саморегуляции, которые учителя могут использовать на занятиях. Разработка представлена в статье Елены Мамоновой «Изучение особенностей развития личностной саморегуляции младших школьников» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 1 за 2011 год). В частности, автор рекомендует педагогам предоставлять детям на уроках возможность самим выбрать одно решение из нескольких готовых и обосновать свой выбор. Перед выполнением какого-либо задания дать время на то, чтобы школьники оценили в письменной форме, что им будет сделать легко, а что трудно. Предложить ученикам из нескольких заданий выбрать те, которые они могут решить самостоятельно, а после их выполнения – обратиться к тем заданиям, в которых нужна помощь: пусть оценят, какая конкретно помощь требуется.

По данным социологических опросов, 70% педагогов в той или иной мере испытали на себе воздействие психологического террора. Термин «психологический террор», или «моббинг» был введен шведским ученым доктором Ханцем Лейманом. Доктор Лейман охарактеризовал моббинг как «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких человек, направленное против другого человека». В педагогических коллективах, как пишет кандидат психологических наук О.Семиздралова в статье «Психологический террор на рабочем месте. Как его предотвратить?» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2011 год), моббинг чаще всего выражается в том, что к предложениям «жертвы» не желают прислушиваться, повышают голос, предъявляют завышенные требования, обвиняют в некомпетентности.
Автор подчеркивает, что «кампания» в большинстве случаев начинается против новенького. Логика здесь проста: «его предшественник хоть как-то справлялся со своими обязанностями, а этот совершенно ничего не умеет».
В публикации Семиздраловой описываются причины психологического террора и основные типы «агрессоров»: людей, склонных к моббингу.
Заключительная часть статьи посвящена способам преодоления моббинга.
Один из приемов, который помогает справиться с моббингом, заключается в… ведении дневника. Конечно, это требует внутренней дисциплины, но помогает проанализировать и понять взаимосвязь событий, взглянуть на них со стороны, что бывает очень полезно в подобной ситуации.
Анализ и оценка планов воспитательной работы классных руководителей в большинстве случаев становится рутинной и формальной процедурой. Как правило, она не вызывает положительных эмоций ни у представителей школьного менеджмента, ни у самих авторов планов. Последних больше всего раздражает субъективизм оценочно-аналитических суждений администраторов.
Чтобы хоть в какой-то степени избавиться от подобного субъективизма, сотрудники кафедры теории и методики воспитания Псковского областного ИПКРО разработали специальную «систему критериев и показателей воспитательной работы классного руководителя».
Эта система представлена в статье заведующего кафедрой теории и методики воспитания Е.Степанова «Критерии анализа и оценки плана воспитательной работы классного руководителя» («ЖУРНАЛ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ», № 1 за 2011 год).
Система включает в себя пять основных критериев: системность, индивидуальность, оптимальность, полезность и открытость. Например, критерий индивидуальность предполагает, что конкретный план должен как минимум чем-то отличаться от подобного документа коллеги, работающего в параллельном классе. А под открытостью понимается относительная незавершенность плана воспитательной работы, возможность внесения в него дополнений и изменений. По мнению Степанова, план работы классного руководителя «может заполняться постепенно, представлять собой синтез прогностических и дневниковых записей».