Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Кириллова Светлана

Сельские выпускники: образовательный выбор

Какую роль играют в нем семья и школа?

Мы продолжаем знакомить читателей с исследованием образовательных стратегий сельских школьников, проведенным под эгидой ЮНЕСКО институтом развития образования ГУ-ВШЭ.

Не хочу в Москву, поеду в Рязань

Начиная исследование, эксперты предполагали, что самым популярным «вузовским» городом для выпускников сельских школ окажется Москва. И ошиблись.
Большинство старшеклассников, выбравших высшее образование и работу в городе, больше не включают Москву в свои жизненные планы.
Половина опрошенных сельских подростков из Подмосковья (Коломенский район) заявили, что будут учиться и работать в районном центре – Коломне.
36% их одноклассников выбрали для осуществления своих планов Москву.
Таким образом, лишь для трети подмосковных выпускников 2011 года столица России по-прежнему является «центром притяжения».
Более того: 8% старшеклассников из Подмосковья посмотрели в противоположную сторону и заявили, что будут поступать и учиться… в Рязани.
Та же самая тенденция наблюдалась и в Ульяновской области. Только 6% сельских школьников предпочли бы продолжить учебу в университетах Москвы.
Большинство выпускников (78%) выбрали областной центр – Ульяновск, 4% сделали выбор в пользу вузов Самары, 4% предпочли Казань.
Более 90% старшеклассников из Первомайского района Алтайского края хотели бы учиться в краевом центре – Барнауле.
4% подростков из алтайских сел подумывают поступить в вузы Новосибирска. Лишь 1% опрошенных признались, что попробуют связать свою судьбу с Москвой.
Одним словом, в 2010/11 учебном году столичные вузы не представляют интереса для сельских выпускников. После получения аттестата большинство из них хотели бы получить образование в высших и средних учебных заведениях областных центров.
Интереснее других ответили на вопросы анкеты выпускники сельских школ из Якутии.
81% из молодых жителей улуса выбрали для продолжения образования столицу республики – город Якутск. И это никого не удивило. 5% якутских старшеклассников высказались за то, чтобы попытать счастья в Москве, 4% – в Санкт-Петербурге.
Но этими городами география вузовских городов не ограничилась. Некоторые подростки Мегино-Кангаласского улуса заявили, что планируют учиться в… Сеуле, Оксфорде и Лондоне.
Когда заинтересованные эксперты сверили анкеты школьников с ответами их отцов и матерей, обнаружилось, что ни в Оксфорд, ни в Сеул, конечно, никто из подростков не поедет. Доходы родителей этих амбициозных выпускников не превышали 9 тысяч рублей на члена семьи, и на эти средства вряд ли удастся отправить своих детей куда-нибудь дальше райцентра.
Что такое учиться в вузе и тем более – в вузе другой страны, почти никто из этих пап и мам не знал.
Однако выпускники, решившие махнуть из тундры прямо в Оксфорд, имели высокие баллы и считались в своих школах лучшими учениками.

Как выбираем?

В ходе исследования эксперты убедились: сельская школа имеет огромное влияние на выбор своих выпускников.
Иначе как могло случиться, что в трех сельских школах далекого якутского улуса 100% выпускников пришло в голову поступить в вузы Якутска, Москвы, Оксфорда и Сеула?
Такой выбор, сделанный целым классом, свидетельствует об определенной политике школы. О ней же говорят и подготовительные курсы для поступления в вузы, которые исследователи обнаружили при многих сельских школах.
Благодаря этой политике большинство сельских выпускников не только ориентированы на городские вузы, но твердо уверены, что такой же выбор сделали почти все их одноклассники.
76% школьников из якутского улуса без колебаний ответили, что большинство их одноклассников тоже будут учиться в вузах. Такой же ответ дали 60% выпускников из Алтайского края, 55% – из Ульяновской и 52% – из Московской областей.
Только 28% старшеклассников из Подмосковья и из Первомайского района Алтайского края, а также 17% выпускников из Якутии предположили, что их одноклассники, может быть, пойдут учиться в городские колледжи.
И лишь 1% якутских школьников, 2% алтайских и 4,7% из Московской области выдвинули гипотезу, что кто-то из одноклассников, наверное, пойдет учиться в местное сельское ПТУ.
Однако эти ребята даже не заикнулись социологам, что кому-то из их класса придет в голову искать работу на селе.
По мнению экспертов, ответы старшеклассников свидетельствуют об определенной установке школьных учителей.
Цель, которую ставит перед выпускниками сельская школа, однозначна: вуз и только вуз, город и только город.
Даже тогда, когда родители не желают видеть своих детей городскими жителями и студентами вузов, выпускники упорно стоят на своем.
Они чувствуют за своими плечами моральную поддержку школы.

Скажи, кто твои родители…

Социологи давно установили, что на поступление в вузы однозначно нацелены старшеклассники, у которых хотя бы один из родителей получил высшее образование.
Однако в ходе исследования 2010 года выяснилось: тезис «Скажи мне, кто твои родители, и я скажу, где ты будешь учиться» больше не работает.
Около 70% сельских выпускников, выросших в семьях без высшего образования, теперь хотят получить высшее образование и связывают свою жизнь с интеллектуальным трудом в городе.
Как расценивают сельские родители амбициозные стратегии своих детей?
В целом взгляд мам и пап на жизнь более реалистичен.
И это понятно.
С одной стороны, родители понимают, что сегодня в селе практически невозможно получить конкурентное начальное или среднее профессиональное образование.
Только 3% жителей Подмосковья и не более 1% из Якутии и Алтайского края ответили, что рассчитывают отправить ребенка сразу после школы в сельское ПТУ.
Единицы из опрошенных семей посчитали, что их дети смогут сразу после школы устроиться на работу в селе или в городе.
Зато 55% родителей сельских школьников в Московской области, 73% в Якутии и 64% в Алтайском крае считают, что их дети смогут поступить в вузы, проучиться положенное время и благополучно получить диплом. Остальные рассчитывают на учебу в колледжах.
В случае, когда дети и родители договорились о поступлении в вуз, между ними царит полное взаимопонимание.
Конфликты начинаются лишь тогда, когда родители хотят отправить ребенка в колледж (так ответили от 27% до 31% опрошенных), а он хочет только в вуз.
Чем ниже статус ОУ, которое родители выбирают для своего ребенка, тем меньше дети разделяют планы взрослых.
Но и в этом случае старшеклассники упорно стоят на своем: я буду поступать в городской вуз – и все тут.
Такая позиция, по мнению экспертов, свидетельствует о том, что авторитет начального профессионального образования в глазах сельских школьников равен нулю.

На еду не хватает, на вуз – накопим…

Современные сельские жители не только стремятся отправить своих детей в городские вузы, но готовы взвалить на себя бремя расходов, связанных с получением высшего образования.
Социологи поспешили выяснить, каковы заработки участников опроса.
9% родителей из Якутии и 8% из Московской области заявили, что им не хватает денег даже на продукты питания. Треть якутов и примерно столько же жителей Первомайского района Алтайского края признали, что им трудно покупать одежду.
В Коломенском районе Московской области отцы опрошенных старшеклассников зарабатывают в среднем 18 тысяч рублей в месяц, в Мегино-Кангаласском улусе Республики Саха-Якутия – 16 тысяч, в Первомайском районе Алтайского края – 19 тысяч.
Лишь 7–10% родителей сельских выпускников сообщили социологам, что приносят домой от 30 до 50 тысяч рублей в месяц.
Меньше трети опрошенных семей из Алтайского края, около четверти в Подмосковье и примерно 15% в Якутии готовы покупать для себя и своих детей товары длительного пользования.
Лишь 1% родителей выпускников ответили, что могут позволить себе любые дорогие покупки – в том числе машину или квартиру.
Социологи выяснили: все сельские семьи, чей доход составляет свыше 30 тысяч рублей на человека, хотят вложить эти деньги с отдачей – дать детям высшее образование.
Однако семьи, с трудом сводящие концы с концами, готовы идти на жертвы.
34% родителей из Московской области, 49% из Якутии и 52% из Алтайского края вызвались нести все расходы, связанные с обучением и проживанием будущих студентов.
27% жителей Подмосковья, 25% жителей Алтайского края и 8% из Якутии сообщили, что им по карману только плата за обучение. Оплачивать проживание детей в городе готовы 33% родителей из Якутии и по 17% из Московской области и Алтайского края. И лишь 21% подмосковных родителей, 10% якутов и 6% жителей Алтайского края признались, что не смогут заплатить за высшее образование своих детей ни копейки.
Интересно, что 80% якутских родителей намерены отправить будущих студентов на бюджетные места. Семьи из других регионов на такое счастье не надеются. В 2010 году пристроить абитуриента на бюджетное место мечтали лишь 35% сельских родителей в Московской области и 23% – в Алтайском крае.

Вернемся на природу!

Что препятствует оттоку сельских школьников в город? Ученые выдвинули несколько гипотез.
По одной из них ребят могли бы вернуть в село семейные ценности или фамильное дело.
Однако в ходе опроса лишь 28% сельских выпускников сообщили, что придают значение таким ценностям, как семейные традиции или фамильное дело.
Не представляет никакого интереса для школьников фамильная недвижимость в селе: родительский дом или квартира, а также земельный участок. Выяснилась закономерность: чем больше детей в семье, тем сильнее у каждого из них желание покинуть село.
В многодетных сельских семьях не оказалось ни одного школьника, который не мечтал бы «сбежать» в вуз, жить, работать и завести семью в городе.
Существует ли в самом деле нечто стабильное, способное удержать детей в селе?
Эксперты были поражены, когда подростки из разных регионов дали на этот вопрос весьма похожие, хотя и неожиданные ответы.
Единственное, что ценят сельские школьники в своей догородской, довузовской жизни, и единственное, что могло бы вернуть их обратно, из города в село, – это красота природы.
«Жить в селе лучше, чем в городе, потому что там красивая природа, ягоды, грибы, охота, рыбалка», – ответили 70% сельских школьников из Подмосковья, 84% юных жителей Мегино-Кангаласского улуса и 73% старшеклассников из Алтайского края.
«На основании этого можно предположить, – написали эксперты в итоговом отчете, – что одним из наиболее существенных субъективных факторов, препятствующих формированию у детей миграционных установок, устремленных в город, является привлекательность природы со всеми сопряженными с ней видами деятельности».

Мнение эксперта

Исследование комментирует директор Центра прикладных социально-экономических разработок Института развития образования
ГУ-ВШЭ Татьяна АБАНКИНА:

– Порой сельским школам ставят в упрек то, что они не ориентируют выпускников на местный рынок труда. Но давайте спросим себя, что такое сельский рынок труда. Далеко не все хозяйства сегодня в хорошем состоянии, а таких, которые могли бы обеспечить работникам материальное благосостояние, в России вообще немного.
В современном селе либо нет работы, либо имеется работа, не связанная ни с серьезными профессиональными перспективами, ни с карьерным продвижением. Это тяжелый сельскохозяйственный труд, в котором мало привлекательного для выпускников школ. Социальная инфраструктура села связана с бюджетной сферой, и она – почта, больница, собес – вся укомплектована и занята выпускниками прошлых лет.
По силам ли образовательному учреждению заинтересовать школьников сельскими специальностями?
Действительно, есть школы, которые работают в этом направлении, пытаясь вводить некоторые профильные предметы сельскохозяйственной направленности, организуя агрошколы или фермерские школы.
И нельзя сказать, что сельские ребята совсем этим не интересуются. Но массово привлекательным технологический профиль для них не становится. Никто из участников нашего опроса не выбрал для себя профессию, связанную с сельским хозяйством, не хотел бы получить высшее образование агронома или зоотехника.
В данном случае система образования просто следует за рынком труда. Там, где рынок труда ограничен экономикой, что может сделать школа? Мы ожидали, что у сельских школьников из Якутии будет выше ориентация на работу в сельском хозяйстве, чем у их сверстников из Подмосковья. А оказалось наоборот. И во многом это следствие более развитой экономики и сферы услуг Московской области.
Там, где есть работа, сельские ребята видят эту возможность и охотно следуют за нею. Там, где ее нет, вряд ли могут помочь технологические профили, создаваемые сельской школой.
По уже проведенным нами исследованиям мы знаем, что школьники из сельскохозяйственных регионов – например, Краснодарского или Ставропольского краев – практически никогда не выбирают в старшей профильной школе технологический профиль. Многие директора ресурсных центров в этих регионах жаловались, что приобрели новейшее оборудование – современные швейные машинки, станки, сельскохозяйственную технику, но лишь единицы из старшеклассников выбирают технологию как профильный предмет. Все сельские школьники предпочитают математический, гуманитарный, естественно-научный профили, которые обеспечат им потом поступление в вузы.
Есть и другой фактор. Современная школа заинтересована в высоких достижениях учащихся, измеряемых баллами ЕГЭ, участием в олимпиадах и конкурсах (даже участием, а не только победами), поступлением в средние и высшие профессиональные учебные заведения. Все это считается достижениями школы. А поступление в ПТУ – нет. Работа на селе – нет. Фактически сельская школа заинтересована в 100%-м поступлении в вузы своих учеников: ведь ее саму оценивают по этим результатам!
Более того, с этой позицией школы полностью солидарны сельские родители. Если ребенок поступил в вуз, то для сельских родителей это – успех. Это – гордость. Сын или дочь будет лучше нас, образованнее нас!
Все – и школа, и семья, и сами дети – оценивают поступление в вуз как направленную вверх социальную мобильность, как важное социальное достижение.
Наше исследование показывает, что сегодня изменилась модель семейных отношений. Возросла роль самостоятельности самих школьников в принятии некоторых решений. Родители могут поддерживать их или нет, но запрещать многие вещи – например, поступление в вузы – уже не в силах.
Мы видим, что там, где сельские родители поддерживают стремление своих детей к высшему образованию, возникает консенсус. Там, где родители сомневаются в способностях ребенка, школьник предпочитает ориентироваться на свое мнение и мнение своих одноклассников, которые тоже выбирают вуз или, на худой конец, техникум. Но не ПТУ!
Раньше в многодетных сельских семьях существовала семейная традиция: распределение ролей и функций между детьми в семье. Всем не могли дать высшее образование. Семья решала: кто-то будет врачом, кто-то – военным, кто-то останется работать в селе… Сегодня все родители хотят одного: чтобы дети устроились в жизни и были успешными. И у всех представление об этом успехе одинаковое: высшее образование, хорошая работа, жизнь в городе… Поэтому, сколько бы ни было детей в семье, родительская стратегия для всех одна и та же – в вуз, в город!
Приступая к исследованию, мы спрашивали себя: захотят ли вчерашние студенты после получения диплома вернуться в село, если их родители имеют там жилье? Выяснилось, что это не играет серьезной роли. Сегодня большинство молодых ориентируются на то, чтобы жить отдельно от родителей. И то, что у их родителей есть дом или отдельная квартира, еще не повод возвращаться в село. В городе молодому специалисту даже легче снять жилье, а потом взять ипотечный кредит и купить квартиру.
Единственная возможность для возвращения вчерашнего студента в родное село – наличие у его родителей собственного бизнеса. Пусть у них будет небольшое, но хозяйство. Если это действительно собственный бизнес (а, скажем, не наемная работа на сельхозпредприятиях или агрофермах), выпускники относятся к нему как к фамильному делу. Тогда у родителей есть надежда на то, что дети, отучившись в городе, вернутся в село и его продолжат.
Но, к сожалению, сегодня очень трудно иметь свой бизнес – как в селе, так и в городе. А серьезного развития фермерское движение в России так и не получило.

Записала Светлана КИРИЛЛОВА