Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2011
Первая тетрадь
Политика образования

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Кириллова Светлана

Детские сады – на вершине рейтинга

Жители России оценили качество обучения на разных ступенях образовательной системы

Результаты работы системы образования рано или поздно сказываются на жизни всей страны. Поэтому мнение любого потребителя образовательных услуг может рассматриваться, по мнению социологов, как экспертное.

С 1997 года, как показывают соцопросы, жители России во многом изменили свои взгляды на национальную систему образования. Теперь они настроены более скептично к западным образцам и выше ценят российское образование.
На вопрос «Сильнее или слабее Россия в области образования по сравнению с развитыми странами?» 37% опрошенных ответили «сильнее», 20% – «на том же уровне» и лишь 17% респондентов предположили, что российское образование отстает от лучших мировых образцов.
Интересно, что в 1997 году расклад мнений был прямо противоположный: 46% опрошенных считали отечественную систему образования более слабой, чем западная, и лишь 17% были убеждены в обратном.
Важно отметить, что в 1997 году россияне, закончившие вузы, более высоко оценивали национальное образование (30% позитивных ответов по сравнению с 17% в общей выборке). В результате прошедших лет мнение респондентов с высшим образованием поменялось незначительно.

Способно ли правительство изменить систему образования?

Каждый живет с собственным идеалом системы образования.
Этот идеал складывается в течение всей жизни на основе личного опыта.
И этот опыт надо учитывать.
10% участников выборки признали, что российская система образования абсолютно не соответствует их идеалу.
26% отрицали это более мягко, ответив, что она «скорее не соответствует» их идеальным представлениям.
Однако позитивные оценки российской системы образования в 2010 году все же возобладали.
Для 43% россиян российское образование вполне соответствует их представлениям.
Надо ли что-то в нем менять?
Участникам опроса предложили оценить вклад правительства в реформы образования.
Мнения разделились почти поровну.
37% позитивно оценивают реформы образования, 35% – негативно.
По мнению последних, меры, предпринимаемые правительством, отдаляют систему образования от идеала.
Интересно, что респонденты с высшим образованием склонны более скептически оценивать правительственные реформы: 15% опрошенных относятся к ним абсолютно негативно и 32% высказались с мягким осуждением.

Довольны ли россияне условиями обучения?

Социологов заинтересовало, насколько жители муниципалитетов осведомлены о том, что творится в ближайших детсадах, школах, техникумах, вузах.
Лучше всего россияне информированы об обстоятельствах школьной жизни в своем районе: только 12% опрошенных в 2009 году и 19% в 2010 году признались, что им трудно оценить качество образования в соседних школах.
В то же время почти треть участников опроса не смогли дать никакой оценки деятельности детских садов, больше трети – учреждениям НПО, 43% – учреждениям дополнительного образования детей и 38% – вузам. И почти половина респондентов не знали, что сказать о такой важной части непрерывного образования, как обучение и переобучение взрослых.
Самые высокие оценки опрошенные дали сфере дошкольного образования.
Всего 3 и 4% россиян в 2009 и 2010 годах выразили недовольство услугами детских садов и 13% ответили, что «скорее не удовлетворены» ими.
Качеством школьного образования в 2009 и 2010 годах были полностью удовлетворены 9–10 % респондентов.
54% опрошенных в 2009 году и 46% отвечавших на анкету в 2010 годах отметили, что они «скорее удовлетворены» тем, как учат детей в близлежащих школах.
Лишь 3% в 2009 году и 6% в 2010 году заявили, что они абсолютно не удовлетворены образовательными услугами в соседних МОУ.
Но современная школа – это не только учебный процесс. Это еще и условия получения образования.
Какое из этих условий кажется россиянам не соответствующим сегодняшнему дню?
Этот вопрос задавался группе респондентов, которые учились сами или имели детей, закончивших не более пяти лет назад ОУ любого уровня. Опрошенным предлагалось оценить условия обучения и пребывания в тех ОУ, которые они хорошо знают.
Отвечая на этот вопрос, россияне в 2008, 2009 и 2010 годах были единодушны: хуже всего школы обеспечены учебными пособиями.
В 2008 году респонденты поставили этой стороне школьной жизни оценку 5,3 (по 10-балльной шкале), в 2010 году – 5,8.
Зато безопасность, медицинский контроль, питание, качество воспитания и обучения в школе опрошенные оценили в среднем одинаково: между 6 и 7 баллами.