Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Специалисты Алтайской государственной педагогической академии (Алт­ГПА) разработали образовательный проект «Мир детской культуры в фотографиях столетия», который позволяет не только стимулировать развитие детей, но и устанавливать неформальный творческий контакт между родителями и детьми, учителем и учеником, учителем и родителями. Вкратце алтайский подход основывается на особых способах работы с семейными фотографиями (с использованием знаний и приемов из различных областей: педагогики, этнографии, этнопедагогики, философии, психологии). Как пишет О.Давыдова в статье «Фотографии из мира детства как момент работы с семьей» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 10 за 2010 год), сотрудники АлтГПА собрали большую подборку семейных фотографий, где «запечатлено разнообразие мира детей, принадлежащих к различным историческим эпохам, этическим культурам, социальным слоям». А затем в Институте психологии и педагогики АлтГПА открылась постоянно действующая экспозиция «Мир детской культуры в фотографиях столетия», которая регулярно обновляется.
Кроме того, была разработана и апробирована в школах методика работы с семейными фотографиями.
Опыт апробации показывает, что семейные фотографии можно с успехом использовать в самых разных видах педагогической деятельности.

Исследование, проведенное под руководством смоленских социологов В.Гри­ценко и Н.Молчановой, показало, что большинство подростков из семей трудовых мигрантов (семей, в которых один или оба родителя уезжают из дома на заработки) испытывают неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями. Ребята переживают комплекс негативных эмоций (раздражение, обида, печаль, скука, напряжение, страх), связанных с отношениями между ними и родителями, между самими родителями, а также отношениями с учителями и другими детьми. При этом, как пишут В.Гриценко и Н.Молчанова в статье «Социально-психологическая адаптация подростков в условиях трудовой миграции их родителей» («ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ», № 4 за 2010 год), наибольшие трудности подростки из семей трудовых мигрантов испытывают в рационализации и понимании собственных переживаний (в том числе источников их возникновения).
По мнению авторов, школа могла бы взять на себя задачу развития у подростков личностных ресурсов, необходимых для осмысления и принятия сложной социальной реальности. Но школа, как правило, не ставит подобные цели. Более того, оценивая степень удовлетворенности взаимоотношениями с родителями, друзьями, педагогами и представителями других социальных групп, подростки поставили самые низкие баллы рядом с графами «отношения с учителями» и «положение в классе». И здесь авторы акцентируют внимание учителей на следующем: неспособность обрести желаемый социальный статус в классе в конечном счете приводит к тому, что ребенок психологически «уходит» из школы.

Название статьи Е.Петровской «Использование ТРИЗ в обучении детей начальной школы: апробация и перспективы» («СИБИРСКИЙ УЧИТЕЛЬ», № 3 за 2010 год) говорит само за себя. В публикации рассказывается о применении на школьных занятиях наработок теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), о тризовской методике составления загадок, лимериков (небольшого произведения из пяти строк, которое строится по особой схеме), о работе с противоречиями и использовании так называемых открытых задач (то есть задач, которые имеют несколько верных ответов).
Особое внимание авторы обращают на то, что методика ТРИЗ позволяет развивать творческое мышление и воображение, конечно, при условии, что учитель не просто включает в учебные занятия отдельные приемы, но организует учебный процесс в соответствии с тризовскими принципами. Важно учитывать, к примеру, что развитию воображения способствуют ситуации незавершенности, стимулирование независимости, самостоятельных действий, позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.