Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ


Идеи для...

Найти свое место в классе

Один из самых неприятных моментов для ребенка в начале учебного года – принудительное рассаживание по партам. Особенно когда прилюдно сообщают, что ты очень высокий – доску загораживаешь, или у тебя слабое зрение, или, того хуже, не умеешь себя вести – вот и сиди на первой парте.
Если уж тягостной процедуры не избежать, ее лучше превратить в игру. Например, как на званом обеде, разложить по партам визитки с именами дорогих учеников и приглашениями занять именно это (самое удобное!) место.
В новом классе педагог может позволить детям сначала сесть кто где хочет, пересаживаться, если угодно. И только потом составить окончательную схему посадки с учетом медицинских показаний, собственного мнения и желания ребенка.

Закон поднятой руки

Самое трудное школьное правило для ребенка – говорить только после того, как поднял руку и получил разрешение от учителя.
Почувствовать, когда стоит говорить хором, а когда лучше по очереди, помогает ребятам простая игра. Педагог начинает задавать вопросы, но сразу предупреждает, что иногда нужно отвечать хором, а иногда по очереди. Вопросы следуют один за другим в довольно быстром темпе: «Сколько будет один плюс один?», «Какой день недели наступит после понедельника?», «Как меня зовут?» (актуально для первых месяцев знакомства с учителем), «Куда вы ездили этим летом?». Последний вопрос — «ловушка»: на него нельзя ответить хором. Самые внимательные подымают руки, чтобы рассказать о своих недавних путешествиях. Наградой им становится возможность поговорить при полном внимании класса. И конфета как приз тоже уместна.

Веселое повторение

С удовольствием вспомнить имена героев прочитанных произведений (представителей класса земноводных, названия химических элементов, городов мира и любые другие наименования) поможет игра в «10 вопросов». Класс делится на команды. Ведущий загадывает слово из оговоренного ряда, записывает его на листочке и отдает учителю как самому надежному хранителю тайн. Команды по очереди задают вопросы (не более десяти), на которые допускаются только односложные ответы: да или нет. Побеждает та команда, которая первой поймет, что задумал ведущий. Неразгаданные слова становятся темой следующего урока или домашнего задания.

Как одно целое

Для эффективной работы ребятам важно понимать друг друга, уметь действовать сообща. Развивать эти коммуникативные навыки можно на любом предмете. Скажем, нужно выучить стихотворение, правило, формулировку или просто устроить веселую разминку. Делим класс на группы и каждой вручаем небольшой текст (то самое стихотворение или правило). Через несколько минут ученики должны громко, без запинки, с выражением продекламировать предложенный отрывок – по цепочке, каждый говорит по слову, а со стороны должно складываться впечатление, что выступает один человек.