Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Витковский Анатолий

От зеленой недели – до золотой!

Проходя эту дорогу длиной в 11 лет, ученики Школы Лозинга учатся становиться авторами собственной жизни

В предыдущей статье мы описали некоторые базовые педагогические принципы, которые лежат в основании Школы Лозинга. А теперь расскажем о конкретных методах и формах их осуществления.

Интервью для «Учландии»

Первого сентября ученики вместе с учителями окружают свою школу, как бы заключая ее в объятия. Такова традиция.
Это совместное объятие говорит о том, что создатели школы стремятся сделать так, чтобы в ней всем было хорошо, чтобы ребятам и учителям хотелось сюда приходить. И что в этой школе будет происходить что-то очень важное и глубоко трогающее человеческие души. И что теплое, доброе отношение необходимо и самой школе, и всему собравшемуся здесь школьному сообществу людей…
Второклассники жмут руку первоклас­сникам, как бы уступая им место: целый год мы были в первом классе, а теперь это место ваше. И это тоже традиционное первосентябрьское событие.
А затем начинается «Зеленая неделя первоклассника», когда вся школа знакомится с новичками. Организуются специальные, нацеленные на общение дела, проводятся интервью, которые вместе с фотографиями первоклассников публикуются потом в школьной газете «Учландия». Ощущая на себе неподдельный интерес, первоклассники как-то вырастают в собственных глазах и начинают иначе, более уважительно смотреть на своих одноклассников. Наверное, в крепнущем чувстве собственного достоинства, а также в опыте открытия уникального мира в других людях и заключаются важнейшие предпосылки воспитания.

Главное правило «Радужного городка»

Придя в школу, первоклассники становятся жителями «Радужного городка»: так называется программа, по которой выстраивается жизнь школьников с первого по пятый класс (автор идеи и организатор «Радужного городка» заместитель директора по воспитательной работе гимназии Валентина Гаврилова).
Как и во всяком городе, здесь есть свой мэр, свои органы управления, свои законы и культурные нормы. То есть в основе своей это ролевая игра.
Одна из главных норм в школьном городке такая: основные события придумывают, подготавливают и проводят сами дети. Собственно, особая программа начальной школы и была разработана для того, чтобы дети самостоятельно инициировали и осуществляли творческие коллективные дела: конкурсы, выставки, театральные постановки, благотворительные ярмарки и акции. И достигается это во многом за счет реализации потенциала ролевой игры. Об этом потенциале следует сказать особо.
Почему игра?
Чем хороша ситуация ролевой игры? Во-первых, тем, что уже сама по себе стимулирует ребенка к активным действиям, ведь он оказывается как бы в другом мире, где невозможное становится возможным. Во-вторых, формат ролевой игры как нельзя лучше подходит для передачи социального опыта: знания и навыки здесь осваиваются не через рассказ или показ, а в увлекательной деятельности. А это, согласитесь, совсем другое дело! К тому же игра позволяет разработчикам легко ввести правила, побуждающие участников к применению конкретных умений. И наконец, ролевая игра открывает возможность создания такой среды, в которой ребятам приходится самостоятельно чуть ли не с нуля выстраивать жизнь своего сообщества. В процессе подобной коллективной самоорганизации у детей происходит осознание значимости культурных норм.

Сверхзадача для «фантазеров»

«Радужный городок» существует уже более десяти лет. А началось все с того, что дети вместе со взрослыми определили главные сферы «городской жизни»: учеба, творчество, спорт, газета, забота. Соответственно в каждом классе были созданы пять штабов, каждый из которых отвечает за свое направление. За подготовку интересных и полезных для «горожан» дел. А идейными вдохновителями и коллективными организаторами всей жизни городка стали пятиклассники. Им выпала самая сложная миссия – вожатых. Конечно, учеников пятого класса нельзя было просто назначить на эту роль, ведь она требует от человека определенной внутренней зрелости и практической подготовки. Это тоже было учтено при разработке программы «Радужный городок»: у каждого класса начальной школы есть своя сверхзадача, которая служит развитию определенных способностей и умений. Так, например, второклассники учатся ясно и точно формулировать вопросы, находить на них ответы в различных источниках. Если у кого-нибудь из ребят возникает новый вопрос (на любую заинтересовавшую его тему), он непременно предложит товарищам попытаться отыскать ответ вместе с ним. На «вопрошание» во втором классе ежедневно отводится даже специальное время. В третьем классе особо поощряется порождение новых идей, выдвижение необычных гипотез и замыслов. А у четвероклассников главная задача – научиться работать в команде, согласовывать свои действия друг с другом.
Таким образом, каждая следующая ступень программы «Радужный городок» как бы вбирает в себя предыдущую, умощняясь к 5 классу до комплексного эффекта: развития у ребят способностей, необходимых для инициирования и реализации собственных проектов, индивидуальных и коллективных. А поскольку жизнь в городке очень насыщена событиями и впечатлениями, то к пятому классу ребята получают еще и мощную эмоциональную подпитку.

Выход есть всегда!

А теперь о роли педагогов. Их задача – всячески поддерживать детскую инициативу в самых разных ее проявлениях, будь то «проклевывание» у кого-то новой идеи во время совместного обсуждения очередного дела или возникновение нового интереса к чему-либо.
Возможно, кому-то покажется, что развитие детской фантазии плохо сочетается с необходимостью решать предметные задачи на уроках. Но в Школе Лозинга уроки строятся в соответствии с принципами развивающего обучения, которое предполагает активное включение в работу детского воображения. Особенность этих учебных занятий в том, что они предполагают создание ситуаций, в которых новая задача не решается известными средствами. И возникают вопросы: а почему мы оказались в тупике? Как справиться с этой проблемой? Так что практически на каждом уроке у детей появляется необходимость выработки собственных гипотез и версий.

«Вам бы на проектный семинар…»

«Вам бы побывать на нашем проектном семинаре», – говорили мне педагоги и выпускники школы. Что же в нем особенного? Прежде всего то, что тематика семинара определяется исходя из предварительного анализа возникших в образовательном процессе проблем, а также исходя из потребностей учеников.
Семинар по возможности проводится с выездом, и это очень важно, ведь в новом месте у ребят появляется ожидание новых видов деятельности и новых результатов. От других школьных дел семинар отличается также тем, что на нем школьники погружаются в работу на целый день. А третья особенность – в самой форме проведения семинара. Это может быть формат оргдеятельностной игры или коммунарского сбора. В последнем случае работа начинается с творческого «переосмысления» обнаружившихся в школе проблем: ребята пытаются представить какую-либо проблему в виде театральной постановки, песни, стихотворения… Подобное «переосмысление» способствует более эффективной работе на следующем этапе – поиска решения проблемы, где требуется выдвинуть интересные идеи и спланировать их воплощение. Найденные решения сначала апробируются на сборе, а затем реализуются в школе.

С позиции автора

Но проектный семинар лишь одно из многих образовательных действ, которые проводятся «за границами» учебного плана и ориентированы на развитие у детей «авторской позиции». Такого рода работа идет и в других форматах, а проводят ее в том числе и приглашенные специалисты.
Например, в гимназии работают специалисты из Новосибирска. Алексей Колчин проводит школу «Пифагор», Геннадий Асиньяров – школу «Нооген». Действует и философская школа Александра Нечипоренко. Конечно, каждая из этих школ решает свои образовательные задачи, но в любой из них ребята учатся создавать собственный авторский продукт.

Напряжение, которого иногда недостает…

С переходом в основную школу меняется целевая ориентация образовательного процесса. Теперь перед учениками стоят более сложные задачи: они учатся инициировать и реализовывать социально значимые проекты (на самом деле не просто учатся, но и реализуют эти проекты при поддержке и содействии педагогов).
Новые цели требуют иных организационных форм: теперь под конкретный проект создается творческая группа из учеников разных классов. Естественно, в каждой такой группе есть свой лидер, он же – руководитель проекта.
Какая же конкретно проектная работа ведется в основной школе? С некоторой долей условности все проекты можно разделить на две группы: внутришкольные и внешкольные. Внутришкольные – это школьная газета «Учландия», школьное радио «42 FM», школьное телевидение «42TV», «Совет Учландии», «Совет 12 справедливых», «Спортивный клуб», «Творческий союз», «Малая политика», «Музыкальный клуб», «Киноклуб».
К внешним проектам относятся: постоянное сотрудничество с детьми из детского дома, организация различных мероприятий для ветеранов, помощь приюту бездом­ных животных, акции «Марш Победы», «Письмо солдату», «Подари радость людям» и другие.
Многие проекты возникли из естественного желания детей попробовать себя в разных видах деятельности, раскрыть и продемонстрировать свои способности. Например, ребята, затеявшие проект «Школьное телевидение», создают фильмы, выпускают «Школьные новости», пробуют себя как сценаристы, операторы, ведущие. Те, кто задумывается о профессии юриста, раньше приходили в проект «Вечевой суд», сейчас приходят в проект «Совет 12 справедливых», где рассматриваются случившиеся в школе «ЧП».
Вячеслав Лозинг убежден: «Избыток образовательной инфраструктуры в гимназии – главное условие развития школьников и проявления их инициативы». Практически каждый ребенок в школе может найти «свою нишу». А если ниши для реализации какого-либо интереса не находится, можно предложить что-то свое. Например, ученик 11-го класса Ян Вальков «заразил» всю школу кино, вплоть до того, что каждый класс снимал фильмы и даже взрослые сняли фильм-сказку «Морозко» и «Новогодние приключения в Простоквашино».
В конечном счете «избыток образовательной инфраструктуры» приводит к тому, что вовлеченность в один или несколько творческих проектов становится образом жизни школьников».

Последействие

Педагоги Школы Лозинга хотят, чтобы школьные дела становились событиями для учеников. А одним из главных признаков событийности здесь считается «последействие».
Вот пример. Как-то в школе задумали провести выставку «Семейные реликвии». Родители начали приносить из дома вещи, которые имели особую ценность для их семьи: кто-то принес справки, которые были выданы дедушке для того, чтобы он мог уехать из блокадного Ленинграда по Дороге жизни, кто-то – сохранившиеся еще с XIX века сапожки прабабушки, в которых она ходила в гимназию, кто-то – очки военного летчика и открытку с его фотографией, кто-то – дореволюционную швейную машинку… А если папа или мама говорили, что «у нас нет реликвий», педагоги предлагали им: «Давайте вместе подумаем, что в вашей семье надо беречь и передать детям». Конечно, такие вещи в семье быстро находились.
Все принесенные предметы складывались в одном месте, и в какой-то момент педагоги поняли, что «это еще не реликвии. Чтобы вещь стала настоящей реликвией, с ней должна быть связана какая-то история: где, когда, кому и по какому поводу, к примеру, была подарена эта старинная брошечка. И история эта была бы представлена в письменном виде – тогда ее можно будет хранить». Подобных историй до этой выставки в семьях не было. А теперь они есть – и значит, уникальный духовный опыт детей расширился, обогатился новыми смыслами. Одна девочка впервые прочла дневник репрессированного дедушки-священника, который описал свою родословную, находясь в тюрьме.
Для пап и мам возникновение «семейных историй» стало неким откровением: «Мы не думали, что об этом можно говорить с детьми».

Вместо ходатайства об отчислении…

«Но вот Вечевой суд – можно ли доверять детям права судей? – спрашивал я у выпускников школы. – Нет ли тут опасности использования этих прав во вред?» «Дело в том, что все «наказания» у нас направлены прежде всего на то, чтобы у человека появилось какое-то дело, – был ответ. – Может быть, самый сложный случай произошел с одним учеником, который приглашался на суд четыре раза. Последний раз уже почти все члены суда хотели ходатайствовать перед директором, чтобы этого ученика отчислили из школы. Но два человека были против, и решение о ходатайстве не прошло. А потом, спустя время, этот парень сказал: «“Если бы не наши школьные суды, еще неизвестно, по каким бы судам я пошел”».
«А что, если серьезные проблемы поведения возникают не у одного ученика, а у целого класса? – задал я другой вопрос. – Было такое?» – «Было». – «И как вы с этим справлялись?» Оказывается, тоже через придумывание особых дел. Например, в одном из классов был организован «мужской разговор»: на встречу с мальчишками пригласили кадетов – бывших учеников Школы Лозинга и родителей-афганцев. Разговор шел о том, какие качества необходимы мужчине, что означало понятие мужества для людей старшего поколение и что значит оно сейчас.

На 30 лет вперед

В старшей школе главное действо разворачивается на занятиях под названием «Технологии управления» – авторском курсе Вячеслава Лозинга. Курс нацелен прежде всего на развитие способности управлять собственным личностным ростом и карьерой. А итог обучения на курсе – разработка стратегии собственной жизни на 30 лет вперед и проведение учебного семинара по выстраиванию подобных стратегий для учеников другого класса.
«Стратегия иногда писалась за полчаса, – рассказывает бывшая выпускница, а ныне студентка медицинской академии Ольга Шумилова. – А потом приходилось ее много раз переписывать, отвечая на вопросы Вячеслава Рудольфовича. Вопросы в основном касались того, как и за счет чего мы планируем достичь поставленных целей. Как будем справляться с возможными проблемами? Я, например, написала, что начну заниматься наукой еще будучи студенткой. И сейчас, на третьем году учебы в вузе, у меня уже есть 15 научных работ по прикладной кинестезиологии, выполненных на стыке философии и медицины».

Слова напутствия

Заканчивается учебный год в Школе Лозинга «Золотой неделей выпускника». К ней готовится вся школа. Дети придумывают выпускникам вопросы, которые задаются на «Ринге выпускников». Выпускники придумывают какое-то особенное, завершающее школьный этап жизни дело, свои выступления, в которых расскажут о том, чему научились за время учебы и что собираются делать в будущем…
Все чувствуют важность момента. И наверное, именно тогда произносятся самые серьезные, самые искренние слова.
И не случайно эти выступления часто заканчиваются обращением к детям: «Не теряйте время, дерзайте...»