Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2010
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Казанцев Владимир

Заметить «облако желаний»

Может быть, самая главная и самая трудная задача для родителей сегодня – довериться будущему подростка

Идеально, если у вас сложились со старшими подростками ровные, дружеские отношения. Вы понимаете их, они – вас. Но тут есть нюанс. Очень часто идеальной считается ситуация, когда дети «воспитались» настолько, что полностью разделяют представления взрослых, а их требования считают собственными целями. На самом деле в этой идиллии корень жизненной драмы многих молодых людей. Поэтому давайте поговорим о таком детско-взрослом «понимании» подробнее.

Оценить более объективно наше взрослое представление о благе детей нам помогут данные социологического опроса, проведенного Левада-центром в начале июля 2010 года.
Вопрос: «Какие личностные качества следует воспитывать в детях?»
Ответы: умение добиваться своих целей – 48%; чувство ответственности – 41%; коммуникативные навыки (способность к взаимодействию с другими людьми, хорошие манеры, умение общаться) –38%. Примерно по 30% респондентов отметили добросовестность, терпимость и умение постоять за себя.
Отсюда видно, что типичная родительская позиция довольно скучная: мы хотим, чтобы в будущем у него все было: деньги, уважение, хорошая семья – а этого надо добиваться упорным трудом.
Другое представление о счастье детей, видимо, не мыслится: ценность независимости отметили лишь 18% родителей, а ценность воображения (основа творчества) – 4%.
Соответственно, по данным опроса, многие родители хотели бы видеть своих детей юристами, экономистами и финансистами – 23%. Считается, прибыльная работа. Программистами, специалистами в области высоких технологий – 23%. Тут тоже надежда на хорошие заработки. А вот профессорами, учеными, преподавателями вуза хотели бы видеть своих детей 8% опрошенных. Знания вообще упали в цене, как, кстати, и творчество. Быть артистом, музыкантом, художником, писателем, журналистом непрестижно, те же 8%. Хуже – только учителем в школе, 6%.
То есть и в будущем пусть дети делают то, что понятно взрослым, грубо говоря, «продолжают забивать галочки»: выполнить тут, успеть там и еще вовремя сдать это. Вырастать из «галочек», взрослеть, попадать в ситуации неопределенности, принимать личные решения, жить интересно – это не предполагается. А зря! Смотрите, что дальше.
Вопрос: «Кого в наши дни должна готовить школа?»
Тут любопытно сравнить ответы рес­пондентов разных лет. Например, в 1998 году 68% родителей утверждали, что школа должна готовить культурных, образованных людей. Но то ли школа подкачала, то ли надежды на культуру не оправдались, или представления о жизни сузились, но сегодня мы читаем в комментарии к исследованию следующее: «Лица с низким потребительским статусом чаще ждут от школы воспитания в детях способности мыслить (62%). Респонденты с высоким уровнем доходов больше других упоминают подготовку квалифицированных специалистов (42%) и патриотов (35%)».
Люди-машинки, как видим, специалисты и патриоты, очень нужны «респондентам с высоким уровнем дохода». Небогатые пусть учатся думать. А вот инициативные творческие личности, независимые и самодостаточные – эти вообще ни к чему. Они остаются за кадром картинки, нарисованной родительскими предпочтениями сегодня. Причем они же – герои молодежи дня сегодняшнего.
Ну не странно ли, не обидно?
Желая детям блага, взрослые учат их жить, «мыслить реально», то есть в соответствии с собственным разумением и опытом. Очевидно, их опыт, их представления о счастье небесспорны. Однако на нем упорно настаивают, используя весь арсенал воздействий, прежде всего – финансовую зависимость подростка.
Но может быть, пора остановиться? Попробовать «выслушать другую сторону» и перестать подминать ее под себя. Заметить в ребенке «облако желаний», поддержать в нем «точки роста» – они так явно дают о себе знать.
Наконец, вдохновиться его увлеченностью, попытаться вникнуть в его пристрастия – довериться его будущему всерьез. На самом деле оно-то и реально.