Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧИ ВНЕ РАСПИСАНИЯ


Ким Мария

Школьный музей как пространство творчества

Здесь возможна и проектная, и исследовательская, и социально значимая деятельность

Начало года - самое подходящее время, чтобы взглянуть на привычную обстановку свежим взглядом. И найти новые возможности для педагогических поисков. Небольшой музей есть почти в каждой школе. Это почти обязательный атрибут школьного мира, но в то же время своеобразная дверца в другое, надпредметное культурное пространство. Если среди педагогов находится хотя бы один человек, которому интересно развивать эту возможность, музей становится подлинным культурным центром для ребят и учителей. Именно таким образом входила в профессию наш сегодняшний автор, преподаватель истории.

Это настоящий клад

Наверное, многие преподаватели истории, придя в школу, очень быстро понимают: в отведенных программой рамках времени на то, чтобы осмыслить, прочувствовать, может быть, даже прожить «историю», не хватает.
Но как же преподавать этот важный предмет без эмоциональных ощущений, без соприкосновения с исторической памятью? Можно попробовать организовать внеурочные занятия, и самое подходящее место для этого – школьный музей.
Когда мне пришла в голову эта счастливая мысль, оказалось, что почти все условия для этого в музее уже созданы. И несмотря на то, что никогда до этого не приходилось сталкиваться ни с музейной работой, ни с музейной педагогикой, дело пошло на лад. Поначалу приходилось обращаться за помощью к музейным работникам краеведческого историко-художественного музея в организации работы. Потом пришло время организовать занятия для детей по музейной и фондовой работе.
Что же касается исторической составляющей работы, то музей – это настоящий клад для исследователя. Поэтому дети, увлеченные исследовательскими работами, с интересом описывают новые предметы, попавшие в музей, пытаются выяснить и составить их историю. И на основе этого даже провести экскурсию.
Школьный музей – это и средство развития, и лаборатория, и трудовая мастерская. Одним словом, он представляет собой многогранный образовательный ресурс, который дает простор не только для учебной, но и творческой, проектной внеучебной деятельности.
Подавляющее большинство школьных музеев развивается в двух направлениях: история боевой славы и краеведение. И то и другое легко интегрировать в основную учебную деятельность на уроках истории. Но этим ограничиваться не стоит, такие занятия можно делать как внутрипредметными, так и межпредметными. Например: история на английском языке, экология и краеведение.
Дети с удовольствием принимают участие в таких занятиях, долго готовятся, вовлекают других учителей-предметников. И вот уже целый коллектив педагогов и детей «живет музеем».

Добровольно и неформально

Очень важно, что дети приходят в музей добровольно. Только при этом условии общение может складываться неформально, дети незаметно для себя и непринужденно учатся интегрировать свои знания, применять их в других научных сферах.
Например, при составлении экскурсии по русскому народному творчеству ребята использовали знания, полученные на уроках литературы и истории, сама экспозиция была создана ими же на уроках «Русские народные умельцы». Еще одним ярким примером такой работы может быть внеурочное занятие «Краеведение на английском». Где дети готовили краеведческие экскурсии на английском языке и презентовали их в музее, используя стенды и экспозиции, посвященные родному краю.
Внеучебное общение в большей степени, чем урок, позволяет разнообразить виды деятельности, быть свободнее в сроках, сделать познание более глубоким. Что особенно радует, так это работа не очень успешных учеников в музее. Всем ведь известна учительская «кухня», где классные руководители и учителя-предметники совместно пытаются решить проблемы успеваемости. И порой меня спрашивают о том, как занимается в музее, например, такая-то ученица-троечница. На обычных уроках она и запоминает плохо, и учит неохотно. Тогда я приглашаю коллегу на экскурсию, где эта самая слабенькая троечница бодро рассказывает на память большой материал, грамотно отвечает на вопросы и работает с большим удовольствием. «Оказывается, может все, если захочет, – удивляется классный руководитель и добавляет: – Вы ей побольше текстов давайте, пусть память хоть тут развивает».

Формы работы

В жестком учебном графике далеко не всегда получается выстроить работу так, чтобы ученики самостоятельно проходили путь познания, а вот внеучебная деятельность дает такую возможность, поэтому обязательно должна включать в себя поисковую работу.
Проектная деятельность позволяет обращаться к самому разному субъектному опыту школьников, акцентирует признание уникальности, самобытности каждого ученика. При работе над проектом формируются общеучебные и специфические умения и навыки: разбивать задачу проекта на подзадачи и распределять их между исполнителями, планировать поэтапную работу группы и собственную работу, складывать полученные результаты каждого в общий результат проекта. Например, к Дню защитников Отечества в музее совместно с детьми был разработан проект «Вестники». Ребята придумывали темы своих мини-сценок, выступлений, репетировали. А в преддверии праздника ходили по классам. Надо сказать, остальные ребята отнеслись к их порыву с большим уважением и слушали с интересом. Тем более что свои выступления ребята оформили визуальным и музыкальным сопровождением, использовали личностно значимые материалы. Например, когда речь шла об истории символики государства, то дети использовали старые флаги, найденные ими у своих бабушек и дедушек, или собственные рисунки.
Исследовательская деятельность прививает вкус и любовь к науке, помогает развитию универсального независимого мышления. Исследовательские работы обязательно участвуют в конференциях и конкурсах на разных уровнях.
В этой работе тоже чрезвычайно важен личностный, эмоциональный настрой на тему исследования. Например, восьмиклассник писал работу по теме «Концлагеря Восточной Пруссии». И наверное, самым важным результатом можно считать, что работа заинтересовала и родителей, дала повод для сотрудничества школы и семьи. Ведь в процессе работы все участники исследования вместе с родителями мальчика ездили по области на места бывших концлагерей, фотографировали то, что осталось от страшных событий Великой Отечественной войны, брали интервью у бывших узников.
Работа в школьном музее может быть привлекательной не только для тихих ботаников. Социальные акции, требующие мгновенной реакции и быстроты действий, очень любимы ребятами определенного склада характера. «Собери посылку неизвестному солдату», помощь в организации праздника «Здоровье – это круто» – все это помогает проявлять организаторские таланты, дает возможность социализации для тех, чьи таланты лежат не только в академической сфере.
Очень приятно наблюдать, как ребята, втягиваясь в экскурсионную работу, начинают ценить творческий подход. Стараются заинтересовать малышей, пришедших на экскурсию: ищут дополнительные иллюстрации, интересные исторические факты, придумывают развивающие вопросы и загадки. Друг другу презентуют свои находки, выспрашивая: «А вам было бы интересно?» И все это уже не с моей подачи, а самостоятельно. У детей помимо интеллекта развиваются творческие способности и чувство ответственности за процесс и результат деятельности.
В музее осуществима и начальная профессиональная подготовка. Здесь можно близко познакомиться с профессиями экскурсовода, архивиста. И поскольку работают они с публикой из своей же школы, требованиям приходится соответствовать. Ребята учатся держаться непринужденно, работая с аудиторией, отвечать даже на самые каверзные вопросы «посетителей», понятно объяснять, рассказывать увлекательно.

Интеграция

Специфика школьного музея позволяет представить в экспозиции практически все что угодно (в рамках возможностей школы, конечно). Выставочная тематика зависит от фантазии руководителя и актива музея, в первую очередь самих детей. Поэтому в музее можно проводить внеучебную деятельность, интегрируя ее не только с школьным предметом «история», но также и с биологией, географией, культурологией и даже с иностранными языками.
Мы, например, вместе с молодыми учителями английского и немецкого языков проводили специальное открытое занятие по краеведению. Дети готовили виртуальные мини-экскурсии по нашему краю на разных языках. Для этого они использовали материалы и экспозиции музея, а потом успешно представляли их присутствующим.
Можно сказать, что приобретенные в ходе музейной деятельности знания и навыки будут полезны школьникам, какую бы профессию в будущем они ни избрали.


Если вы решили поробовать, то...

…совсем не обязательно ограничиваться каноническими темами из учебника истории при формировании экспозиции и организации кратковременных выставок. Главное – опираться на традиции и интерес учеников. Если у школы богатая история, можно исследовать разные ее этапы, прослеживать параллели с жизнью страны, области или города. Или разыскать сведения о первых учителях школы. Если школа создана недавно, можно собрать материал о том, какие предметы изучали родители нынешних ребят, как сдавали экзамены, как менялась школьная форма. Папы и мамы наверняка охотно поделятся своими воспоминаниями и предоставят экспонаты.

…хорошо бы организовать жизнь околомузейного сообщества так, чтобы ученики принимали участие в планировании, организации и контроле внеучебных занятий, это помогает стимулировать у них развитие лидерских качеств. Для структурирования организационной работы нужно сформировать актив школьного музея. В его состав могут входить педагоги, ученики, их родители и даже местные жители. Активом определяются направления деятельности музея и ответственные: организация поисково-собирательских работ, учет и хранение собранных материалов, фондовая и экспозиционно-выставочная, массово-просветительская работа, поддержка функционирования сайта школьного музея.

…пусть дети ни минуты не чувствуют себя гостями или простыми исполнителями. Работа в музее в основном практическая. И очень ценно, что результат труда всегда виден, а это не может не мотивировать на дальнейшую творческую деятельность. Здесь важен принцип делегирования полномочий преподавателя ученику. Это и контроль за собственной деятельностью, и опосредованная помощь ученику для выхода из затруднительного положения.

…не упускайте возможности поучиться у профессиональных музейщиков, но и к их опыту стоит относиться критически. После каждого посещения «настоящего» музея можно организовывать с ребятами обсуждение того, какие формы организации экспозиции и проведения экскурсии им показались интересными, а что показалось неудачным, устаревшим, не заслуживающим внимания.