Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2010
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТАРШАЯ СТУПЕНЬ


Витковский Анатолий

Курс на будущую специальность

Большинство старшеклассников и студентов считают, что школа не служит компасом в мире профессиональной ориентации

Совсем недавно завершилась горячая пора сдачи ЕГЭ. И теперь при обсуждении результатов нередко именно в количестве поступивших видится важнейший показатель успешности работы школы и конкретных учителей. Конечно же, значимость самого факта поступления в вуз никто не будет отрицать. Но есть еще один не менее, а может быть, даже более важный критерий: осознанность выбора своей будущей специальности и профессии. Процесс профессионального самоопределения современных школьников изучался в рамках большого исследования «Молодежь России: социологический портрет», которое было проведено под руководством директора Института социологии РАН Михаила Горшкова и директора федерального государственного учреждения «Центр социологических исследований Франца Шереги».

 

Вопрос, которого не будет в ЕГЭ

По данным социологов, 80% учеников 9–11-х классов, как правило, имеют то или иное представление о своей будущей специальности (профессии). Однако для 49% ребят этот выбор не яв­ляется окончательным, и еще 20% колеблются в выборе. Лишь 47,9% учеников 9–11-х классов полностью уверены в том, что выбор ими специальности или профессии правильный.
Таким образом, среди старшеклас­сников довольно много ребят, которые не определились в вопросе «кем быть?». На взгляд ученых, следствием этой ситуации становится большое количество ошибок при выборе конкретного вуза, факультета и специализации. При этом больше всего профессионального «балласта» оказалось среди студен­тов экономических, юридических, естественно-научных, аг­рарных факультетов вузов. С началом обучения в вузе у мно­гих студентов этих факультетов закрадывается сомнение в правильности выбора специализации.

На развилке

Социологи выявили несколько устойчивых тенденций. Первая заключается в том, что вначале проис­ходит разделение учащихся преимущественно на две группы (если не считать профессионально не определившихся): на тех, кто будет усваивать профессию или специальность в учрежде­нии НПО или СПО, и тех, кто будет усваивать специальность в вузе.
Вторая – уже в 9 классе намечается ориентация на определенную специализацию у тех учеников, кто намерен продолжать обучение в вузе.

Интерес к профессии или размер дохода?

В качестве главного мотива выбора 52,4% школьников назвали интерес к профессии, 10,2% – престижность, 9,2% – высокий заработок. Таким образом, преобладание интереса к профессии характерно только для каждого второго ученика, что тоже свидетельствует о неблагополучной ситуации в сфере профессионального самоопределения школьников, поскольку совпадение личного интереса и профиля профессии – это главная предпосылка конкурентос­пособности профессионала.

Убедили…

В целом ученики оценивают роль школы в профессиональной ориентации как низкую. Лишь 23,6% учеников 9–11-х классов считают, что учебные занятия стимулируют правильный выбор профессии. С тем, что в школе ведется специальная работа с учащимися по профессиональному самоопределению, согласны всего 21,6% учеников 9–11-х классов. Среди студентов эти показатели еще ниже; соответственно – 17,6% и 20%. Большинство школьников (54,8%) и студентов (62,4%) склоняются к выводу, что профессиональной ориентации в школе сегодня нет. Примечательно, что 50,3% студентов первых курсов вузов выбрали специальность, следуя совету родственников, друзей или знакомых.

Пробелы в «базе»

На всех факультетах вузов велика доля студентов, жалую­щихся на несоответствие полученных в школе знаний тем тре­бованиям, которые предъявляют к ним в вузе. Так, среди учащихся всех профессиональных образователь­ных учреждений много недовольных тем, как в школе пре­подается иностранный язык. Кроме того, студенты технику­мов, колледжей не вполне довольны полученными в школе знаниями по физике, а студенты вузов – по химии и физике.
По мнению 80,6% учеников 9–11-х классов школ и 82,9% студентов первых курсов вузов, в старших классах следует пре­подавать дополнительные учебные дисциплины по выбору, то есть по желанию учащихся. По мнению многих школьников, такими учебными дисциплинами могли бы стать предметы по естественным наукам и русский язык, а по мнению сту­дентов вузов – естественные, гуманитарные и специальные предметы.