Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ


«Без дополнительного финансирования ввести стандарт невозможно»

Говорит директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина

Если теперь младшим школьникам положено дополнительно два часа в день, значит ли это, что малыши будут обязаны на два часа больше находиться в школе?
– Не обязательно. Все дополнительные часы могут быть сконцентрированы в один день. Образовательную программу утверждает сама школа, и это очень важно.
Нигде не сказано, что именно в стенах школы должны реализоваться эти дополнительные 10 часов. ОУ может договориться с учреждениями доп­образования, чтобы совместно реализовать неурочную деятельность внутри основной образовательной программы. В этом случае школа будет заключать с партнерами те или иные соглашения и делиться своим дополнительным финансированием.
До сих пор было трудно засчитывать школьнику занятия в учреждениях допобразования. Можно ли решить вопрос при введении нового стандарта?
– К сожалению, проблема по-прежнему остается. Назову еще два риска. Первый связан со школоцентристской моделью, которая не нуждается в интеграции с учреждениями культуры и спорта: школа готова действовать собственными силами, за дополнительное финансирование. Пострадавшими в этой ситуации могут оказаться учреждения допобразования, работавшие с детьми района и имевшие за это бюджетное или семейное финансирование.
В этом случае никакого участия социальной сферы в реализации нового образовательного стандарта мы не увидим. Нового этапа в интеграции учреждений тоже не будет.
Другая ситуация – когда дети, по требованию родителей, будут продолжать занятия в школах искусств, спортивных школах и т.п. Для маленьких детей время тоже является ресурсом, а дополнительные 10 часов стандарта – это дополнительная нагрузка. Придется искать компромиссы: как именно для этого ребенка будет выполняться стандарт?
Регионам не дали никаких рекомендаций по оплате этих 10 дополнительных часов стандарта. Как, по мнению экспертов, должны оплачиваться эти часы?
– Мы убеждены, что без дополнительного финансирования просто невозможно ввести стандарт начального образования.
Однако за какие результаты внеурочной деятельности мы должны заплатить – это не тривиальный вопрос. Надо сначала решить, в чем проявятся у детей результаты 10 дополнительных внеурочных часов? В каких социальных компетенциях? Только в соответствии с результатами должна увеличиваться и оплата тех, кто ведет эти часы внутри основной образовательной программы. Могу привести пример Краснодарского края, который уже просчитал, сколько будет стоить стандарт нового поколения для начальной школы. Первое, что там установили: урочная и внеурочная деятельность являются равными составляющими основной образовательной программы и приводят к достижению определенных результатов. Поэтому никакой дискриминации в их финансировании быть не должно. Методика нормативно-подушевого финансирования и распределения стимулирующих выплат должна предусматривать дополнительное слагаемое за 10 часов внеурочной деятельности в начальной школе. Школа затем сама решит, как и кому распределить оплату этого времени.
Что, по-вашему, требуется, чтобы школы легче вошли в ситуацию внедрения новых стандартов?
– Директорский корпус должен обладать современными управленческими технологиями. Поэтому необходимо повышение квалификации школьной администрации. Понадобится и приток свежей «крови» – молодых управленцев, готовых работать, экспериментировать, брать на себя ответственность. Тот объем полномочий и ответственности, который сейчас появляется у школы, старыми технологиями не возьмешь.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА